2021 Архыз-Домбай

И в этом году наши взоры снова обратились в сторону Кавказа, на, до боли уже знакомые, Архыз и Домбай. Трассы здесь достаточно интересные и ухоженные, поэтому катание нас вполне устраивает, проживание в гостиницах удобно и комфортно (за редким исключением), громких вечерних развлечений здесь нет, но нам это и не требуется, а относительно близкое расположение курортов позволяет после первой недели катания легко поменять приевшуюся, за это время, обстановку.

ДанныеКартыОписаниеФотографииВидео

Расположение:

• поселок Романтик, расположенный в 10 км, вверх по ущелью, от села Архыз, Зеленчукского района, республики Карачаево-Черкессия.
  • курортный поселок Домбай, Карачаевский городской округ, республика Карачаево-Черкессия.

Время поездки:

• Архыз – 30 января … 6 февраля
  • Домбай – 6 февраля … 11 февраля

Состав команды: Медвецкий Сергей, Филиппов Алексей, Филиппова Катерина, Гудымов Владимир, Митичкина Валентина

Транспорт: самолеты Уральских авиалиний до Минеральных вод и обратно. Стоимость билетов – 6760 руб. на человека. От аэропорта добирались на микроавтобусе Фольксваген, который заранее заказывала Валентина (7000 руб.). Из Архыза в Домбай переезжали на кроссовере Mitsubisi (5000 руб.), с водителем которого сразу договорились и о том, что он отвезет нас в аэропорт «Минводы» (4000 руб.).

Размещение:

• Архыз – гостиница «Романтик – 1» – 53650 руб. за номер
  • Домбай – гостиница «Grand Hotel» – 27500 руб. за номер

Количество трасс: новых трасс не добавилось, но некоторые старые в этот раз были закрыты.

• Архыз – в связи с проведением чемпионата России по горным лыжам, некоторые трассы южного склона были закрыты, что создавало определенные неудобства.
  • Домбай – недавно сошедшая лавина, которая унесла жизнь одного из местных инструкторов, и регулярные снегопады, заставили местные власти рьяно подходить к вопросам безопасности. При малейшей возможной опасности схода лавин, трассы закрывались. Был день, когда на верху работала только одна трасса – «Югославка».

Сайты курортов:

Особо много писать о нашем отдыхе не приходится, так как по этой схеме (Архыз – Домбай) мы отдыхали уже в третий раз, а всего нашей традиции зимних горнолыжных отпусков уже 18 лет. Все чаще и чаще приходится писать “по традиции“, “традиционно” и т.д., так как определенный порядок нашего отдыха уже с годами определился и закрепился.

По давно заведенной традиции встречаемся в аэропорту немного заранее, чтобы отметить начало отпуска тремя рюмками коньяка. Это реперная точка начала нашего отдыха, время перехода от повседневных трудов и забот к спокойным, радостным дням зимнего отпуска, время пожеланий друг другу хорошего катания и отличного настроения.

Добрались нормально, без происшествий. Единственно, в Минводах очень долго ждали получение багажа. Приземлилось сразу несколько самолетов и службы небольшого аэропорта плохо справлялись с подобным наплывом.

Заранее заказанный микроавтобус нас уже ждал, поэтому быстро загрузившись мы отправились в Архыз. По дороге, традиционно заехали в магазин, где немного отоварились продуктами. Прибыли в Архыз уже затемно, расселились и немного отметили новоселье.

Вечером, прогуливаясь по посёлку, мы зашли в кассы комплекса, которые, как оказалось, в связи с проведением вечернего катания, еще работали . Народа в кассах не было и мы оформили себе скипассы, для чего необходим паспорт и фотография, которую они делают на веб камеру. В этом году нам с Серегой (категория 70+) увеличили скидку до 40% от полной стоимости катания (была 10%), но заставили каждое утро приходить в кассы и оплачивать по одному дню катания. Идиотизм. С утра народа в кассах много, стоять приходилось долго, иногда по часу. Почему нельзя заплатить сразу за весь период катания? Непонятно… Ещё раз, Идиотизм!

Наши дни проходили традиционно, примерно в одном режиме, заведенном и проверенном нами за долгие годы поездок. Как правило, не сговариваясь, утром мы встречались за завтраком, затем в раздевалке и потом уже на склонах. Лешка с Катериной катались по своему режиму, а мы, три пенсионера, по своему, поэтому пересекались мы на склонах с ними достаточно редко.

Катались мы каждый день, но недолго, часов с 9 утра и до обеда. Начинали с синей трассы Млечного пути и далее по всем возможным с переходом на северные склоны.

Часов в 11…12 спускались на Лунку, где пили имбирный чай с хычинами. В этом году кафе “Лунка” был открыт и он стал пользоваться большой популярностью. Особенно много народа подъезжало к 12-00, когда начинался обед – “шведский стол”. Здесь за 400 рублей можно было набрать горы первого, и второго, и десерта, чем народ активно пользовался, но нам ещё есть не хотелось и мы просто пили чай.

Как уже я отмечал, трассы работали не все. На одном из наших любимых, синем склоне (№ 12) Лунного экспресса, была установлена трасса для проведения чемпионата России по горнолыжному спорту. Чемпионат проходил как раз всю неделю, пока мы были в Архызе. А трасса № 16 Лунного экспресса была закрыта из-за проводимых работ по строительству новой “зелёной” трассы.

После катания старались встретиться в нашем номере, где традиционно, “снимали усталость” рюмкой, другой коньяка. Затем душ, отдых и выход часов в 17 на “обед-ужин”

Хочется отметить, что здесь мы совсем забыли о “ковидных” ограничениях. Очень редко кто за день встречался нам в масках и в основном это были вновь прибывшие. Проходил день другой и они тоже присоединялись к основной массе “ковид-диссидентов”. На входах на подъёмники, изредка, контролёры вяло говорили: “Одеваем маски, балаклавы”. Но народ на это реагировал индифферентно. Единственным напоминанием о пандемии для нас в эти дни стали цветные метки на рюмках, которые их строго персонифицировали. Моя была с красной меткой :))

В основном мы питались в кафе нашей гостиницы. Несколько раз мы воспользовались ужином – “шведский стол”, который стоил 750 рублей с человека, а несколько раз поели заказывая по меню. Один раз мы сходили в ресторан “Высоцкий” и ещё один раз съездили в Архыз, в знакомое кафе, где нам очень нравились манты и карачаевское бутылочное пиво. Правда на этот раз пиво было не бутылочное и манты, как мне показалось, были не настолько хороши, как в предыдущие годы.

Заканчивался день традиционной вечерней прогулкой по посёлку Романтик. Нередко в прогулку включалось кормление местных собак остатками продуктов с нашего вечернего стола, шефство над которыми взяла на себя Катерина.

В последний день нашего пребывания в Архызе мы, наконец-то, сумели выделить время на проведение “культурной программы”

Реализовать эту программу мы хотели каждый наш приезд в Архыз, но удалось это сделать только на третий раз. Мы съездили в посёлок Нижний Архыз, где расположены основные местные достопримечательности. Это и “Лик Христа”, и “Аланское городище”, и обсерватория РАН. Наша “оголтелая молодежь – филипповцы” с нами не поехала и осталась утюжить горнолыжные склоны.

От нашего посёлка до места, где расположен святой образ примерно 25 км пути вниз по ущелью. За 3000 рублей мы договорились с местным водителем, чтобы он нас туда отвез.

У дороги, где начинается подъем к лику, построен Храм Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, а вокруг разросся большой рынок с сувенирными лавками и различными кафешками.

Образ Иисуса Христа обнаружили в горах совсем недавно, в 1999 году. От храма к иконе на скале ведет лестница в 526 ступеней, так как образ находится на высоте примерно 100 метров. Ученые предполагают, что икона могла быть написана ещё во времена Аланского государства, в 10 -12 веках. Удивительно, что он сохранился до наших дней.

Лик написан на стене небольшого грота и поэтому прямые осадки на него не попадают. Но время сделало свое дело и образ уже плохо различим. От вандалов он защищен пуленепробиваемым стеклом, которое установили в 2011 году, после того как образ был обстрелян из автомата.

Лик обращен на восток и смотрит в направлении древних храмов Архыза, расположенных в музее-заповеднике “Аланское городище”, который находится здесь же, с другой стороны ущелья.

В этом музее, под открытым небом, можно увидеть древние христианские храмы, языческие памятники, остатки древней обсерватории, руины жилищ и т.п. Предположительно, это остатки столицы Аланского государства, древнего города Магас (Маас), упоминающийся в древних византийских летописях.

Мы посетили два основных храма аланского городища – средний и северный.

После осмотра храмов, мы решили заодно посетить и специальную астрофизическую обсерваторию РАН, которая расположена здесь же, на горе над поселком Нижний Архыз. Это крупнейший на территории России центр наземных наблюдений за вселенной. Водитель любезно согласился довезти нас до обсерватории, попросив за это еще 1000 рублей.

Верхняя научная площадка расположена в 16 км от посёлка Нижний Архыз, на высоте 2100 м. Здесь установлен самый большой на материке оптический телескоп, диаметр зеркала которого составляет шесть метров.

Наверху было ветрено и поэтому холодно. Мы обошли вокруг здания основного телескопа, размеры которого нас впечатлили. Купол этого телескопа остаётся самым большим в мире до сегодняшнего дня. Невдалеке располагались ещё несколько телескопов размерами поменьше. У них здесь прямо можно сказать “гнездо”…

6 февраля мы переехали в Домбай. Жили в гостинице “Grand Hotel”. Заселялись с неприятностями, номера неважные… Короче, больше в эту гостиницу “ни ногой”.

Катание в Домбае, в этот раз, оказалось неудачным. Из четырех “катальных” дней мы нормально катались всего один.

В первый день (7 февраля) не работали верхние “креселки”, как говорили из-за сильного ветра. Мы поднялись на кабинках, немного подождали и один раз спустились по “лесной” трассе.

На следующий день (8 февраля) было солнечно, подъёмники работали и мы единственный день хорошо покатались.

9 февраля был сильный туман, в поселке шел дождь. Не работали даже кабинки. Целый день сидели дома. Пообедали в ресторане от гостиницы, а вечером, под дождем, сходили в кафе “У нарзана”.

10 февраля погода наладилась, но ухудшилась лавинная обстановка. Поэтому в верхней зоне катания была открыта только одна трасса – “югославка”, по которой мы спустились пару раз и пошли в кафе “Поднебесье” пить чай с хычинами, чем и завершили наши “Покатушки 2021”.

На следующий день мы уезжали. Самые приятные впечатления от катания в Домбае – это традиционное посещение кафе “Форельное” с быстрой рыбалкой и вкусной свежей рыбой, куда мы сходили два раза.