2016 Кенозеро

На очередную летнюю рыбалку, в этом году, мы съездили на Кенозеро, на ту же самую стоянку №17, на которой мы были в 2014 году, и где нам очень понравилось. Вторая поездка на одно и то же место нас не разочаровала. Все остались довольны, особенно Алевтина, которая была там впервые.

На обратном пути мы заехали в Кострому, где провели два дня. В 2015 году мы уже посещали этот очень приятный город, который нам очень понравился и который мы решили обязательно посетить еще раз.

ДанныеКартаОписаниеДостопримечательностиФотографии

Место рыбалки – Архангельская область, Плесецкий район, Кенозерский заповедник, озеро Кенозеро, остров Виловатый, стоянка № 17.

Время пребывания – 1 … 10 августа 2016 г.

Команда

Состав команды – Камнев Геннадий, Камнева Наталия, Гудымов Владимир, Пономарева Алевтина, Митичкина Валентина, Критский Сергей, Виноградова Марина.
Средства лова – спиннинг, поплавковая удочка, фидер.

Основные плавсредства

Плавсредства – Генка впервые опробовал новую лодку с новым мотором. Перед поездкой он купил лодку побольше прежней и мотор помощнее. Итак две лодки «Brig» с моторами 3,5 и 9,8 л.с. (с собой брали 80 литров бензина, из которых 30 литров осталось), двухместная байдарка «Таймень».
Улов –окунь, небольшая щука, язь, плотва.

Организация поездки

В этом году мы решили второй раз посетить стоянку №17 в Кенозерском заповеднике, уж больно хорошие воспоминания остались у нас об отдыхе проведенном здесь в 2014 году. На обратном пути, в качестве «культурной программы» решили заехать в Кострому и провести там пару дней.

Бронированием стоянки, традиционно занималась Валентина, а гостиницы бранировала Марина. Стоянка была заказана в мае 2016 года, по телефону, в управлении Плесецким сектором заповедника, которое расположено в деревне Вершинино. Гостиницы заказать оказалось сложнее. На удивление, забронировать сразу три-четыре номера не удалось ни в Каргополе, ни в Костроме в гостинице «Московская застава», где мы уже были и где нам очень понравилось. Пришлось бронировать места в гостинице города Нямдомы («Спутник») и гостинице Костромы «Островский причал».

Ехали на трех машинах КИА Сорренто –Генка, Наталия, Судзуки ГрандВитара – Серега с Мариной и Крайслер Таун&гоу – Ефимыч, Валентина и Алевтина.

В этот раз с нами собралась Алевтина, поэтому, чтобы всем уместиться и взять все необходимые вещи, пришлось поменяться машинами с сыном. В мой РАВ-4 мы бы точно не влезли.

Расписание дороги «туда»:
31 июля
6-00 Старт из Москвы (2 км Ярославского шоссе, где мы встречались с Критскими. Генка уехал на день раньше, чтобы немного погостить у родственников в Нямдоме)

6-20 Критские задерживаются, и мы стартуем с 20-минутным опозданием.

12-00 Уже традиционная остановка в деревне Большой Дор на обед. Открываем багажники, достаем запасы домашней еды, термоса и плотно перекусываем. Остановка на перекус у нас одна, теперь будем ехать до гостиницы в Нямдоме без остановок (не считая «технических»: заправки, туалет). Перекусывая, замечаем в траве небольшой плакат с приветствием и поздравлением с днем Военно-морского флота. Это Камневы, зная, что мы должны здесь остановиться вчера оставили нам весточку. Приятно и весело. Что ж, с хорошим настроением отправляемся дальше в путь.

После Вологды есть два варианта дороги на Нямдому: «дальний» – по трассе М8 с поворотом на Нямдому после Вельска, или «короткий» с поворотом на Сокол сразу после Вологды. «Дальний» на 100 км длиннее короткого, но у «короткого» есть большой минус – участок «грейдерной» дороги. Яндекс говорит, что время в дороге по обоим вариантам примерно одно и то же, поэтому мы выбираем «дальний» вариант с лучшим дорожным покрытием.

17-30 Нямдома, гостиница «Спутник». При подъезде к Нямдоме созвонились с Генкой и они с Наталией подъезжают к нам. Ужинаем, выпиваем за встречу всех участников команды и быстро расходимся. Все устали, хочется спать.

Валентина ночью не спала. Лучшим другом для нее на всю ночь стал унитаз. Удивительно, все ели одно и то же, а прихватило только ее.

1 августа
7-00 Старт из Нямдомы. Уже знакомая дорога на Плесецк и далее поворот на Вершинино. До поворота очень приличный асфальт, а далее, 70 км грейдера.

Понтонный мост через Онегу. Цены проезда резко возросли. С Крайслера берут 240 р, а с остальных машин по 200 р., а ведь в 2014 заплатили по 100 с машины. Понятно, что никаких квитанций, билетов тут нет. На обратном пути предложили за проезд по мосту 500 рублей за  три машины. Мужик согласился.

Готовимся к отплытию на остров

10-30 Деревня Вершинино, оформление документов, оплата стоянки, погрузка в катер.
12-00 Прибытие на остров Виловатый. Стоянка оказалась не прибранной. У стола стояли два больших мешка с мусором, от которых исходил не очень приятный запах. Маринка пожаловалась на это капитану катера и … о чудо … на следующий день к нам прибыла команда работников заповедника и постаралась навести порядок.

13-00 Дружная работа нашей команды и лагерь уже стоит. Пообедали остатками домашних припасов, и мы с Генкой сразу отправились рыбачить. У нас уже давно «зудело», не терпелось поскорей забросить спиннинг,… Так как места были нам достаточно хорошо известны, то рыба «пошла» с первого дня.

Расписание дороги «обратно»:
10 августа

Утренние сборы

6-00 Ранний подъем и сбор вещей. Все, что было можно уже собрано со вчерашнего вечера. Собрались, позавтракали и стали ждать заказанный катер.

Загружались и шли в Вершинино под дождем

8-30 Прибытие катера. Катер был заказан на 9-00, но на удивление, в этот раз он пришел раньше оговоренного срока. Загрузка вещей на катер и в 9-00 мы уже отошли от берега нашей стоянки. Перегрузка вещей в машины и в путь.

10-00 Старт из Вершинино. Уезжаем с сожалением, Скорее всего мы сюда больше не приедем.

13-15 Прибываем в Нямдому. Организуем перекус на выезде из Нямдомы. За время перекуса Генка смотался к родственникам и передал им «презент»: две рыбы (окунь и язь) пойманные нами в последний день рыбалки.

14-00 Стартуем из Нямдомы в Вологду. Опять едем по «дальней» дороге. Может быть, мы были не правы, ведь местные водители предпочитают «короткую».

19-30 Вологда, оформление в гостинице «Вологда», ужин в кафе гостиницы, долгожданный душ и сон.

11 августа
9-00 Завтрак – шведский стол. Очень даже приличный, особенно всевозможные печености – булочки, пирожки.

10-00 Старт из Вологды в Кострому. В Пречистом сворачиваем на Любим. Начинается дорога местного значения, что мы сразу почувствовали. Большая ее часть покрыта язвами «ямочного» ремонта. Иной «грейдер» лучше подобных дорог. Вроде и асфальт, а едешь как по стиральной доске.

13-00 По дороге на Кострому останавливаемся в большом поселке Сусанино. Здесь посещаем местный музей, заказываем экскурсию и, оплатив 630 рублей, с удовольствием прослушиваем рассказ гида.

Немного о Сусанино
Церковь Воскресения Христова

Сусанино (до 1939 г. – Молвитино) знаменито своей Воскресенской церковью, которая изображена на известной картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Находясь в Молвитино, Саврасов сделал эскизы картины, и потом доработал ее в Москве.

Сейчас в церкви располагается местный краеведческий музей, большая часть экспозиции которого посвящена подвигу Ивана Сусанина, который произошел в окрестностях села Молвитино.

Интересно, что в официальной версии подвига нет упоминаний о том, что Сусанин завел польский отряд в непроходимую чащу. Говорится, что он спрятал царя Федора у себя на подворье, а приехавшие поляки его пытали и требовали выдать юного царя. Сусанин не выдал и его убили.

Удивительное совпадение, но еще один царский спаситель родом  из Молвитино. Это шапочный мастер О.И. Комиссаров спасший Александра II во время покушения на него в 1866 году Д.В. Каракозова. Неудивительно, что село пользовалось особым покровительством царской династии.

Также родом из Сусанино известный российский политик – Шанцев В.П., губернатор Нижегородской области, бывший вице-мер Москвы.

13-00 Кострома. Оформление в гостинице «Островский причал». Не сразу нашли гостиницу, так как это оказался реальный причал. Гостиница расположена на дебаркадере, который причален к берегу. Из окон номера можно было бы ловить рыбу, но этой радости у нас уже было вдоволь.

Вторую половину дня провели в прогулках по городу, посещениях магазинов и в подготовке к вечернему торжественному событию. Геннадий объявил всей компании, что вечером он нас приглашает в ресторан отпраздновать 15-летнюю годовщину участия их семьи в наших летних поездках.

18-00 Праздничный ужин в кафе «Славянский». Вполне приличное заведение с неплохой кухней и живой музыкой на открытой веранде. Но от музыки, в итоге, мы спрятались в здании, так как ее децибелы мешали нашей интеллектуальной беседе.

Торжественное награждение

Во время ужина было проведено награждение Камнева Геннадия Петровича медалью «Уникальный улов», за поимку окуня весом 1 кг.

12 августа
9-00 Экскурсия по Костроме на автобусе с экскурсоводом (заказывали заранее). Апофеозом экскурсии стало посещение Костромского ювелирного завода, где нам последовательно показали все операции по производству ювелирных изделий, а в конце завели в заводской ювелирный магазин. Конечно, все накупили себе и своим родственникам различных подарков.

13-00 Обедать пошли в кафе «Белое солнце», которое нам посоветовала экскурсовод. Очень неплохое кафе в отношении кухни. Все с удовольствием наелись восточных блюд, среди которых особой популярностью пользовались манты. На вечер решили заказать здесь столик, чтобы поужинать.

Вечер прошел в женской беготне по магазинам, приобретении «очень нужного» барахла, подготовке сувениров и т.п.

13 августа
9-00 Завтрак
9-30 Посещение магазина «Сырная биржа» для приобретения различных сыров в качестве костромских сувениров.
10-00 Отправляемся в Москву. Стартуем без Критских, которые сгинули в трясине магазинных развалов костромских торговых рядов… Жалко, нам будет их не хватать…
20-00 Вот и Москва (с заездом на дачу, сбором урожая, разгрузкой более не нужных вещей)

Лагерь и окружающая местность

Останавливались мы опять на стоянке № 17. Описание стоянки можно посмотреть в описании предыдущей поездки на Кенозеро.

Вид на стоянку № 17
Лагерь

Все осталось примерно, так же как и было 2 года назад. Тот же берег, те же два стола, тот же навес, туалет, мусорные ящики, то же кострище и те же дрова – крупные березовые чурбаки. Предвидя это, мы взяли с собой колун, который очень нам пригодился.

Утренняя зарядка

Даже с колуном процедура колки дров не стала тривиальным занятием. Колун не сделал этот процесс легким, он просто сделал его реальным. Серега с Генкой, по очереди, по утрам, усердно повышали свое мастерство владения этим непростым инструментом.

Гроза проходит мимо

Нельзя сказать, что с погодой нам повезло, но и утверждать обратное я не могу. Погода была разная, но в основном было тепло. Температура воды 21-23 градуса, поэтому народ активно купался. Иногда накрапывал дождик, но затяжной характер это явление ни разу не принимало. Можно сказать, что отдыхать нам погода не мешала. Не всегда помогала, но никогда не мешала.

Борьба за ветроустойчивость шатра

Единственное неудобство, которое нам она доставляла – это сильный ветер, который часто дул с воды. В первую ночь, шатер, который мы разбили над обеденным столом, чуть не улетел. И в последующем, нам не раз приходилось своими телами повышать «ветросопротивляемость» шатра.

Комаров на стоянке вообще не было. За весь период я ни разу не брызгался репеллентами. Комары попадались в лесу при сборе ягод и грибов, но это не наша прерогатива и поэтому я с этими гадами почти не встречался.

Семейка лисичек

Грибы, в основном, были лисички, подосиновики, немного белых. Много попадалось уже переросших грибов.

Брусника

Ягод было немного. В основном это брусника и черника. Ягоды почти не собирали, только Критские перед отъездом сплавали на несколько часов на «ягодное» место и сумели набрать небольшое ведерко брусники.

Рыбалка

Как уже говорил, рыба «пошла» с первого дня. Места знакомые, хорошо разведанные и обловленные. Это обстоятельство лишило нас такого удовольствия как «предвкушение улова». Когда приезжаешь на новое место, то несколько дней уходит на разведку водоема, на пробный облов перспективных участков, на наблюдение за «работой» местных рыбаков. Рыба не сразу начинает ловиться, но постепенно ты осваиваешься и уловы не заставляют себя долго ждать. Эти первые дни ты живешь «предвкушением хороших уловов». Освоение нового водоема – это интересный, увлекательный, интеллектуальный процесс, которого в этот раз мы были лишены. В первый же день мы наловили щук и окуней. И все последующие дни не оставались без стандартного улова спинингиста.

Окунь клюнувший на воблер размером с него самого.
Окунь клюнувший на воблер размером с него самого. На что он рассчитывал?

Трофейных экземпляров не попадалось, самая крупная щука – 1,64 кг. Однако в последний день рыбалки Геннадий поймал окуня весом в 1 кг. Такого большого окуня я видел впервые. Самые крупные которые обычно попадались – 400 … 500 гр., а тут 1000!

Улов спиннингиста

День на третий девчата запросили «простой, маленькой рыбки», ведь жаренная она самая вкусная. Пришлось наладить удочку и наловить плотвы, которой здесь в изобилии. Размер средний – с ладошку.

Самая вкусная рыба

В последний день также поймали язя весом 680 г. За всю рыбалку он оказался единственным.

Наши самые активные исследователи окрестных мест, Серега и Марина, в один из пасмурных дней, решили посетить местные достопримечательности в Филипповской, Усть-Поче и Мызе. Генка на своей большой лодке доставил их в Вершинино, они сели на машину и отправились в путь.

Сначала они посетили деревню Филипповская, что на Почозере, которая стоит на высоком холме, с трех сторон окруженная водой. Деревня небольшая, домов в десять, которые расположены очень свободно. Основная достопримечательность деревни – древний храмовый комплекс из двух деревянных церквей и шатровой колокольни. Датой строительства комплекса считается 1700 год. Таких ансамблей в России сохранилось всего пять штук.

Схема поездки
Храмовый комплекс в Филипповской
Вид с колокольни

Интересна рубленная из бревен ограда местного кладбища (погоста). Подобные ограды раньше окружали многие северные погосты, но до наших дней сохранились лишь немногие (в Филипповской, Порженском, на Водозере).

Ограда погоста в Филипповской
Придорожная часовня

Недалеко от кладбища, в сосновом бору стоит небольшая часовня Кирика и Улиты.

Усть-Поча

Далее наши исследователи посетили поселок Усть-Поча, который находится на Свином озере на длинной косе. Коса узкая, поэтому дома в деревне стоят близко друг к другу. Основная достопримечательность – часовня Николая Чудотворного (XVIII век). Часовня знаменита своими красивыми «небесами», которые недавно отправлялись в Москву на реставрацию.

Часовня в Усть-Поче
Небеса часовни в Усть-Поче

На небесах были обнаружены следующие записи: «Писаны сии небеса въ1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым (Фёдор Захароыич Иок), уроженцем деревни Большое Конево Мишковской волости Каргопольского уезда Олонецкой губернии…). И как было написано на стенде рядом с часовней художнику к тому времени было всего 17 лет.

Далее путь лежал в Мызу, которая расположена на самом конце косы, где-то в километре от Усть-Почи. Значение слова «мыза» – это хутор. Раньше в Мызе был всего один дом, теперь их несколько.

Часовня в Мызе

В Мызе, на холме, Национальный парк построил часовню (2003 г), которая была освящена в честь Св. Александра Невского.  С холма, от часовни, открываются прекрасные виды на окрестности и Свиное озеро.

Окрестности Мызы

Вернувшись в Вершинино ребята попали в грозу. Дул шквалистый ветер, по озеру гуляли приличные волны. Генка приехать за ними не мог, поэтому переждав грозу, они прибыли на остров на моторной лодке, которую заказали в правлении заповедника. Цена за это удовольствие – 500 рублей.

После «долгой» разлуки все собрались за столом.  Наши путешественники взахлеб рассказывали о своей поездке, о своих ярких, незабываемых впечатлениях. Слушая эти восторженные рассказы, я в тайне пожалел, что не собрался с ними …

[ngg src=”galleries” ids=”48″ display=”basic_thumbnail” thumbnail_crop=”0″]

4 комментария к “2016 Кенозеро”

1. ЗДОРОВО!!! Когда читаешь и смотришь фотки, то понимаешь как было здорово, и начинаешь скучать. Жалко что с Сергеем и Мариной не поехали. Интересно было бы посмотреть.
    Спасибо,за работу,что все наши поездки “увековечиваешь”,что можно в любой момент открыть интернет вспомнить и помечтать о новых поездках.