1992, 1995 Эльбрус

ОписаниеФотографии
Очки, бедуинка и цинковая мазь — комплект защиты от солнца

Первый раз в горы я пошел достаточно поздно, лет в 40. Друг Леха позвал меня на Кавказ. Пообещал, что поход будет простым: «Две недельки погуляем по горам, отдохнем …». Леха — он инструктор по горному туризму, и поэтому его «погуляем» обернулось для меня тяжелейшей работой. На первый перевал я еле вполз. От перенапряжения и от набранной высоты подташнивало, ноги гудели, плечи ныли, голова плохо соображала, ничего не хотелось, даже есть. Залез в палатку и, отказавшись от ужина, собрался спать. Но тут проявилась мудрость нашего руководителя — Лехи, он разрешил взять из НЗ небольшую дозу спирта. Немного выпили («немного» — это буквально, так как норма была — столовая ложка на человека) и жизнь сразу заиграла новыми красками. Сразу появился аппетит, на лице расплылась довольная улыбка, огляделся вокруг и обмяк: красота-то какая.

Потом две недели однообразной работы. Подъем в гору, перевал, спуск, подъем, перевал, спуск … Когда тяжело и медленно поднимаешься в гору и видишь перед собой только задники ботинок впереди идущего товарища, то меня обычно посещали одни и те же мысли: «Старый дурак, куда залез? Зачем тебе это? Скорей бы домой и чтобы я еще раз …» Но возвратившись домой через непродолжительное время начинаешь скучать по горам. Ты знаешь, что там тяжело, что там опасно, но тебя, непонятно почему, туда тянет. И через год ты уже с нетерпением ждешь нового похода, готовишься, собираешься,  добираешься до места и вот наконец перед тобой … знакомые задники ботинок впереди идущего товарища.

На Эльбрус я ходил два раза. Первый, неудачный, в 1992 году. Мы собирались от поселка Эльбрус Баксанской долины, по долинам рек Ирик и Ирикчат через перевал Ирикчат выйти к подножию Эльбруса и далее по Ачкерьякольскому лавовому потоку взойти на Восточную вершину Эльбруса.

Спасработы. Внизу я и Леха, который спустился ко мне по веревке.

26 мая1992 года.  Стоянка перед перевалом Ирикчат. Заболел один из участников похода, поэтому на следующий день объявляется «днёвка». Но чтобы народ не расслаблялся идем налегке на перевал, на разведку. И вот при подъеме на перевал я проваливаюсь в ледовую трещину. Летел метров 15 — 17 (примерно 5 — 6 этаж). Приземлился удачно, только ногу сломал. На этом наш поход и закончился.

Вытащили, можно отдохнуть.

Были еще, не с первого раза удачные, работы по подъему тела из трещины, долгий путь в лагерь на сломанной ноге, почти 12 часовой «бег» группы вниз, в поселок Эльбрус (я ехал на осле, которого у местных выпросили мои товарищи), ночевка на автобусной остановке. Утром, первым автобусом, мы с Лехой поехали в больницу города Тырныауз, а оттуда в Минводы и самолетом домой. Потом госпиталь, операция. Когда я вышел из госпиталя, то собрал всех причастных к моему спасению друзей у себя дома, а они подарили мне ледоруб с гравировкой: «За новый день рожденья свой, мерси не только мне одной, мерси друзьям, ослу, веревке, короче говоря страховке» и подпись «Судьба, 26 мая 1992 год». Теперь я каждый год стараюсь отмечать эту дату.

Через год были вынуты из кости уже не нужные шурупы и я снова готов к штурму Эльбруса.

Нас ждет Эльбрус!

1995 год. В финале похода, по леднику Большой Азау, наша группа выходит к станции «Мир» Эльбрусской канатной дороги. Погода отвратительная. Низкая облачность, дождь. Видимость метров 100-200. Встаем лагерем, будем ждать. Для восхождения нужна хорошая погода. На вторые сутки я предупреждаю Леху, что завтра я ухожу вниз. У меня, к сожалению, нет времени дольше ждать.

Просыпаемся утром, и, о чудо, небо чистейшее, ни облачка. Красавец Эльбрус манит нас своими снежными шапками и я, конечно, никуда не еду: «Ребята я с вами!»

Перебираемся в приют Гара-Баши (Бочки). Собираем все необходимое для предстоящего восхождения. Рано ложимся с тщетной надеждой немного поспать.

Мы на вершине!!!

В 3-00 начинаем восхождение. Приют одиннадцати, скалы Пастухова, «косая», седловина и наконец … 12-00 Восточная вершина Эльбруса. Высота 5621 м.