2017 реки Селекша – Нерль

Этот поход мы планировали еще в 2016 году, сразу после окончания сплава по реке Шаха. Нас привлекла ненаселенность местности по которой протекает Селекша, почти сплошная лесистость берегов реки и … небольшая фраза в справочнике Г.Я. Рыжавского «По рекам и озерам Подмосковья»: «На Селекше много упавших в воду деревьев, могут быть завалы».

Мы предвкушали интересную, тяжелую работу, примерно такую же как на сплаве по реке Лопасня, однако нашим надеждам на, насыщенный преодолениями различных препятствий, поход не суждено было сбыться. Река оказалась почти девственно чистой. Пара другая упавших деревьев не в счет. Ни одного завала, ни одного обноса. В итоге запланированное прохождение по 15 км в день обернулось прогулочными «покатушками».

ДанныеКартаОписаниеФотографииВидео

Дата похода: 9 – 12 июня 2017 года.

Маршрут: д. Кленово (Селекша) – д. Новая (Нерль)  ~ 40 км

Заброска/Выброска: Личный автобус сослуживца.

Раскладка: В соответствии с “нашей” стандартной (+/-).

Расходы:  Доставка до стапеля и обратно домой – 16000 руб.

Питание                       – 1430  руб/ с чел.

ИТОГО:                       – 24240 руб (3430 руб с участника)

Ответственные за техническое обеспечение

ОбеспечениеКоличествоОтветственный
Байдарки4Гудымов В., Соловьев А., Критский С., Антипов С.
Палатки4Гудымов В., Бородачев И., Критский С., Антипов С.
Каны3 (3, 5, 7 л)Соловьев А.
Костровое1Антипов.
Топор1Гудымов В.
Бензопила1Гудымов В.
Ремнабор1Соловьев А.
Аптечка1Критская М.
Лопатка1Гудымов В..
Фото, видео4Гудымов В.
Карта, навигатор4Гудымов В., Критский С.

Участники:

Гудымов В.

 

Митичкина В.

1 экипаж
Таймень-2 (Гудымова)
Летописец

 

видеооператор, завхоз

Соловьев А.

 

Бородачев И.

2 экипаж
Таймень-2 (общественная)
Реммастер

 

Оператор бензопилы

Критский С.

 

Критская М..

3 экипаж
Таймень-2 (Критских)
Навигатор

 

Медбрат

Антипов С.

 

Антипова Н.

4 экипаж
Нева-2 (общественная)
Эколог

 

Костровая

Описание реки Селекша можно посмотреть ЗДЕСЬ


Маршрутная карта

Карту для разработки своего маршрута можно скачать ЗДЕСЬ

В этот раз организация похода проходила с большими, чем обычно, трудностями. В связи с введением на работе аврального режима несения службы отпроситься в поход некоторым членам команды было достаточно проблематично. Как всегда, первичных желающих было намного больше,  чем в итоге собралось и, главное, смогло пойти. Окончательный вариант команды – это восемь человек на четырех байдарках – двойках.

До стапеля добирались опять на автобусе Влада, как и в предыдущий поход на реку Шаха. Уже традиционно, байдарки и основные вещи в автобус мы загрузили заранее, в четверг (8 июня).

День первый (9 июня)

8-00 Утром собираемся на стоянке, где стоит автобус Влада. Решили не показываться у проходной, чтобы не нервировать народ, которому предстоит сутками сидеть на работе все праздники. Я еду на своей машине и по пути захватываю  Ваню Бородачева. Критские также подъезжают на личном авто. Остальные члены команды местные и прибывают к автобусу  своим ходом. Загружаем оставшиеся вещи, ставим машины на платную стоянку и примерно в 9-00 отправляемся в путь, на запланированное место стапеля. От нас до Кленово около 210 км пути. Едем по Ярославскому шоссе, где уже в это время попадаем в протяженные пробки.

Место стапеля

13-00 Место стапеля оказалось очень удачным. Оно расположено близко от дороги (до  реки ~ 50 м), так что автобусу не пришлось съезжать с асфальта, а нам не пришлось далеко таскать вещи и байдарки. Выход на воду тоже удобный и свободный. Места для сборки байдарок тоже вдоволь. Так что все условия для удачного начала похода.

Сборка лодок заняла стандартные 60 … 75 минут. Сборку осуществляли капитаны. Антипову Сереге в помощь был выделен Ваня. У Сереги это был первый стапель в жизни, да к тому же сборка Невы с годами не становится проще. Ваня у нас стал главным специалистом по сборке Невы. Каждый год, когда мы берем с собой Неву, без Ваниных сильных рук стапель не обходится.

Стол перекуса

Пока мужчины ставили флотилию на воду, женщины организовали традиционный перекус.

Наконец лодки успешно собраны и команда приглашается к столу, чтобы отметить спуск флотилии на воду и начало долгожданного похода. Погода стояла жаркая, да и после  интенсивной работы на солнцепеке от от чарки водки все отказались и предпочли крепкому напитку «бокал» другой баночного пива.

Река Селекша

15-00 Встаем на воду. Селекша приятная небольшая речка шириной метров 7 … 10 м с достаточно чистой и быстрой водой. Русло реки интенсивно петляет сначала по открытой местности, а затем,  достаточно быстро (~ 1,5 км), заходит в леса, по которым течет вплоть до самого устья.

Антипов Сергей с супругой Наталией в байдарку сели в первый раз и, понятно, не все у них получается с первого раза. На первых километрах пути их «корабль» не раз утыкался носом то в левый, то в правый берега реки. Но практика делает свое неотвратимое дело. Уже достаточно скоро байдарка, почувствовав уверенную руку капитана, послушно пошла по указываемому ей курсу.

За первый переход у нас планировалось пройти примерно 10 …12 км. Это расстояние немного больше, чем мы обычно проходим в первый день сплава. Но нам не хотелось вставать непосредственно у деревни, хотелось ее пройти и там встать на ночевку.

Основные препятствия попавшиеся нам на реке Селекша встретились в первый день сплава.

Разрушенная плотина у деревни Заборье

В районе деревни Заборье расположена разрушенная плотина. Проходили ее по центру реки, между торчащих бревен. Но так как байдарки  между ними свободно не проходили, пришлось поочередно выходить матросу и капитану на плотину ( благо глубина здесь по колено) и немного приподнимать байдарку. Только Критские, решили не мочить ноги и провели байдарку вдоль берега.

Мост из металлических коробов

Немного позже  встретился странный мост из толстостенных металлических коробов. Похоже здесь проходят (или проходили) какие-то коммуникации. То ли трубы, то ли кабели. Мост расположен очень низко над водой и пройти под ним можно было только вдоль правого берега. Правда, для этого пришлось в ручную разобрать небольшой завал и проводить байдарки без экипажей, немного их притапливая.

19-00 За деревней Заборье, впереди, на берегах реки начинаются ольховые заросли. Очень не хотелось вставать на ночевку в таком месте. Решаем срочно причаливать и вставать на ночевку, пока на правом берегу просматриваются полянки и перелески. Сергеич с Ваней решают немного вернуться, чтобы найти место получше.

И вот разведка докладывает, что буквально метрах в 100 выше по течению есть вполне приличное место для ночевки. Возвращаемся и встаем на ночь.

Первая стоянка

В этот раз я впервые взял с собой в поход недавно купленный квадрокоптер Mavic. Захотелось разнообразить отчеты снимками и видео с  интересных ракурсов. Когда позже я поднял квадрокоптер в воздух и огляделся, оказалось, что мы остановились совсем недалеко от деревни Заборье (фото представлено в разделе Фотографии).

Размеренно проходит обустройство лагеря. Многолетний опыт совместных походов дает себя знать. Никому не надо ничего говорить. Все знают что надо делать и как. Через полчаса лагерь уже стоит, палатки раскинуты, костер горит, угли для шашлыка разгораются, завхоз мечет продукты на праздничный стол.

Сегодня, традиционно, мы отмечаем наш ежегодный выход на природу. На столе домашние разносолы: салаты, рулетики и шашлыки от мастера-шашлычника – Вани Бородачева. В этот раз основным действом праздника стало чревоугодие. Из алкоголя осилили на всех только одну бутылку водки, хотя планировалось на вечер три. Еще женщины немного выпили домашнего вина, которое в качестве «неучтенки» Критские захватили с собой.

Примерно в 22-00 расходимся спать. В противовес жаркому дню, ночь оказалась очень холодной. Не ожидая таких температур, я не утеплился и в легком летнем спальнике мне было совсем не комфортно.

День второй (10 июня)

7-00 Сергеич с Ваней колдуют над утренней кашей. Сегодня фирменная рисовая каша от Сергеича.

Дежурные за работой

Стандартно вкусный завтрак – рисовая молочная каша и кофе с бутербродами. Начинаются сборы к очередному сплавному дню.

Нарисовалась небольшая проблема: новички Антиповы вчера сидели в лодке в воде по самое «небалуй». Воды было ненормально много. Мы их перед походом пугали, что будет мокро, вот они и молчали, считая, что так и должно быть. Осмотр лодки выявил одно небольшое повреждение, через которое и могла поступать вода в лодку. Достаем ремнабор, рассказываем, что надо делать и доверяем это нужное дело капитану судна Антипову Сереге. Просушка, зачистка, клейка, опять просушка и вот байдарка готова к дальнейшим приключениям.

9-00 Все готовы и мы стартуем. Речка продолжает петлять по лесу вплотную приблизившемуся к руслу. Но серьезных препятствий на реке как не было, так и нет. Иногда попадаются небольшие шеверы, где нередко лодки скребут дном по камням. Пара упавших деревьев, легко проходимых под нависшими стволами, да широкие заросшие отмели, где поток разделяется на несколько ручейков с ускорившимся течением и резко меняющими направление руслами. Вот и все попавшиеся нам «препятствия».

10-40 Обед у нас запланирован в 12-00, однако  «чистое» русло реки, хорошее течение, и профессионализм команды обеспечивают нам досрочное прибытие на запланированное  место обеда.

Мост

Это мост через речку грунтовой лесной дороги. Где конкретно расположена обещанная поляна со столом и родником мы не знали, поэтому двумя командами вышли на разведку. Сергеич с Ваней пошли разведывать правый берег реки, а я левый. Буквально метрах в 100  от моста вниз по течению я обнаружил искомое место. На поляне стояла «Нива» и ее хозяин завтракал за столом. Оказалось это кинооператор, снимающий фильм о дикой природе. Он показал, где расположен родник, сказал, что он уже уходит и мы можем занимать этот вожделенный уголок.

11-15  Обед начинаем с закуски. Немного выпиваем и с удовольствием закусываем замечательными рыбными консервами, которые мы берем с собой в каждый поход. Это килька в томатном соусе. Сергеич большой знаток этого продукта и каждый раз купленные им банки расходятся на «Ура».

После закуски начинаем готовить обед. Сегодня вермишелевый суп на тушенке и чай. А пока обед готовится народ устроил тихий час. Благо свободного времени “вагон и маленькая тележка”.

13-00 Встаем на воду.

Характер реки не меняется, но начинает меняться погода. Небо потемнело и вскоре пошел небольшой дождь.

15-50 Мы благополучно входим в Нерль. Команда слабо ропщет, что мало прошли, что матросы вволю не намахались веслами, что мало было завалов, обносов и других «вкусных» вещей. Но к сожалению это не от нас зависит. Подвел нас справочник Рыжавского, обещавший «много упавших деревьев».

Место нашей второй стоянки

16-00 Метров через 150 встаем на высоком левом берегу Нерли. Кругом высокая густая трава. Место под лагерь выкатываем тяжелыми гидроупаковками как катками. Сразу за лагерем берег понижается и переходит в заросшее болото, так что комаров в этот раз у нас было в достатке. И не только камаров. Также интенсивно нас глодала и мошка, хотя для нее еще вроде не сезон.

Палатки ставим на “выкатанном” месте, без особого выбора, поэтому некоторым ночью пришлось спать на кочках.

Опять немного выпили и решили до ужина отдохнуть, полежать в палатках. Я увлекся и «пролежал» до самого утра. Говорят, не смогли разбудить … А может экономили продукты и не захотели получить к ужину лишний рот … ?

Ночью, то удаляясь, то приближаясь к лагерю почти вплотную, ходит и кричит удод. Сергеич, желая познакомится, упорно гоняется за ним. Но удод на контакт не идет…

День третий (11 июня)

7-00 Раннее пробуждение. Прекрасное солнечное утро. Я отлично выспался. Настроение прекрасное и только мысль о пропущенном ужине меня немного омрачает.

7-15 Сегодня на завтрак овсянка. Каша готова, колбаса, сыр, хлеб на столе, пора завтракать.

После завтрака немного полетал на квадрокоптере, чтобы снять устье Селекши и наш лагерь.

Встаем на воду

8-45 Встаем на  воду. Нерль совсем не радует нас интересными моментами сплава. Почти прямая, широкая река. Лопатить, лопатить и еще раз лопатить.

9-45 Меня догоняет байдарка Сергея Антипова и он показывает на небольшой фонтанчик бьющий на дне его лодки. Клеенная заплатка отвалилась и вода снова поступает в байдарку. Скорее всего это произошло при спуске волоком байдарки на воду. Экстренно причаливаем на правый берег и проводим работы по ремонту байдарки. Теперь Серега все делает под постоянным контролем нашего реммастера – Сергеича.

Экспертиза специалиста

20 мнут и мы снова готовы продолжить путь.

10-45 Подходим к деревне Быстри, где у нас запланирован обед, но народ есть не хочет. Решаем идти до конца маршрута и уже там и пообедать и поужинать.

12-20 Впереди начинает шуметь вода проходящая через разрушенную плотину старой ГЭС у деревни Мирславль. Проводим разведку. Заманчиво было бы пройти ее своим ходом, но для этого пришлось бы байдарки разгружать, да и торчащие куски арматуры намекали на возможный исход этого рискованного предприятия. Принимаем решение провести байдарки по струе вдоль левого берега реки. Женщин высаживаем на правом берегу и отправляем пройтись немного пешком, а сами встаем цепочкой вдоль струи и передавая байдарки из рук в руки проводим их через плотину.

Проводка байдарок через плотину

13-30 Еще немного метров пути и мы приходим к конечной точке нашего маршрута – автомобильному мосту через реку Нерль у деревни Новая.

Мост через Нерль – конечный пункт нашего сплава

Жаркая погода не располагала к принятию крепких напитков, хотелось пить и пиво в этой ситуации было бы в самый раз. Взяв деньги и оставив свою байдарку на товарищей, я отправился на промысел. От местных жителей уже было известно, что ближайший магазин расположен за 2,5 км, в деревне Мирславль. Ждать попутки пришлось долго. Не дождавшись, я проголосовал машине ехавшей в обратном направлении. Мужик остановился и это было наше большое везение. Недолго думая, он развернулся в повез меня за пивом.

Но не все так просто. Официальных магазинов в деревне нет. Здесь торгуют только в некоторых частных домах, которые при этом от других домов ничем не отличаются. Их просто надо знать “в лицо”. К тому же к «чужим» хозяева этих «магазинов» относятся настороженно и если ты им не приглянешься, могут просто товар не отпустить. Поэтому поездка с местным жителем, в данной ситуации резко увеличивала мои шансы на благополучный исход. Мы заехали в один дом, долго звонили, но нам никто не открыл. Видно никого не было дома. Затем поехали в другой, где нам открыла бабка – «божий одуванчик», критически меня осмотрела и пригласила в дом…

Пиво пили взахлеб. Оно оказалось таким вкусным …!

19-20 Торжественное построение –  кульминация нашего похода!  Командор краткой речью подводит итог нашего похода, члены команды расписываются на флаге турклуба. Оставшиеся в этот раз 4 бутылки водки были выданы экипажам в качестве заслуженной награды.

Новому экипажу, влившемуся в нашу команду, быстро освоившему байдарочные премудрости, вписавшемуся в походную жизнь были вручены почетные нагрудные знаки «Юный турист России».

Ночью Сергеич ходил на рыбалку. Уже знакомый нам мужик пообещал к 3 часам ночи принести ему удочку. Рыбалка была удачной – 15 уклеек и дегустация местного самогона. В качестве благодарности Сергеич отдал мужику бутылку водки, которой был награжден его экипаж.

День четвертый (12 июня)

Последнее утро …

7-00 Сегодня дежурят Ефимыч с Валентиной. На завтрак пшеничная каша с тушенкой,  чай, кофе, сыр, колбаса, сладости. После завтрака сборы.

7-30 Автобус прибыл на полтора часа раньше запланированного времени. Мы еще даже не успели позавтракать, хотя каша уже была готова. Быстрый завтрак, последние сборы, укладка вещей в автобус и мы готовы стартовать.

8-20 Отправляемся домой.

… долго едем по грунтовке. Автобус дребезжит, в салоне облака пыли, толстый слой которого, в итоге, покрывает все наши вещи …

3 комментария к “2017 реки Селекша – Нерль”

  1. Ефимыч совершенству нет предела. Видео класс, хороший у тебя дружочек, который высоко взлетает

    Ответить
  2. Все очень хорошо. Огромное спасибо” летопистцу”,как ты сам себя называешь. Конечно проведена огромная работа,с развитием техники появились интересные фотографии с не привычного ракурса. Здорово. А в целом о походе: с каждым годом походы проходят с большим конфортом благодаря тщательной подготовке. Все спланировано до мелочей. Спасибо всем за компанию. Было приятно провести время. До новых походов???❤❤❤

    Ответить
    • Да, комфорта много, а “драйва” маловато. Уж больно прогулочными получаются последние сплавы. Надо чего-нибудь более крутого замутить. Хочется интересной “работы”, но так, чтобы не “сдохнуть”

      Ответить

Оставьте комментарий