Остров Валаам

ОписаниеКартаФотографииВидео

В 2012 году в качестве культурной программы мы запланировали посещение Валаама. Захотелось прикоснуться к святым местам, посмотреть живую историю земли Русской. Но не хотелось покупать экскурсионный билет и быть маленьким винтиком большой машины туристического бизнеса, когда все дни поездки расписаны по минутам и от тебя мало что зависит. Мы решили посетить Валаам полудиким способом: добираемся своим транспортом, живем в палатках, готовим себе сами, сами организуем понравившиеся экскурсии.

Свято-Преображенский собор
Спасо-Преображенский собор

30.07.2012. Добирались до острова мы на катере на подводных крыльях «Метеор», который ежедневно отходит от пристани города Приозерск. Цена водного путешествия – 1000 рублей с человека. До Приозерска от Москвы мы добирались на своих машинах. Дорога хорошая, никаких трудностей в дороге мы не встретили.

Оставив машины на территории пристани, которая находится под присмотром монастырских работников,  мы погрузились на катер и отправились на остров. Погода была хорошая, и катер домчал нас до цели минут за 40. Пока летели на крыльях к острову, вспомнили советское время, когда были разработаны и изготовлены эти замечательные судна. Молодцы строители коммунизма, хорошие сделали машины, которые до сих пор трудятся на Валаамской переправе. Можно добираться и на простом пароходике, но тогда плавание займет более 2 часов.

Прибыли, выгрузились. За нами подошла моторная лодка с отцом Кириллом, который должен был нам показать, где можно разбить палатки. С ним мы заранее договаривались еще из Москвы. Вещи загрузили в лодку, а сами отправились в нашу первую прогулку по острову.

Наш лагерь

Идти до места стоянки недалеко, примерно 1,5 … 2 км. Когда мы пришли наши вещи были уже на месте. Место для стоянки это небольшая полянка на берегу острова с кострищами и местами для палаток. Здесь уже стояло 3 – 4 палатки. Было несколько скамеечек, столов, но все в плачевном состоянии. В лесу находился  туалет «типа сортир», но он был в таком загаженном состоянии, что пользоваться им было очень затруднительно. Все это стоило небольших денег (порядка 50 рублей с палатки), которые отец Кирилл с нас и собрал, выдав соответствующую квитанцию. Мы попросили подвести дров, так как имеющиеся запасы были на исходе. До конца дня мы обустраивали лагерь, готовили еду, осматривали близь лежащие окрестности.  Осмотрели основные строения монастыря, главную набережную. Изучение расписания отправления и прибытия «Метеоров» показало, что посетить Сортовалу, куда мы собирались, можно будет только завтра. Что мы и решили сделать.

31.07.2012. На катере отправляемся в Сортовалу. Лагерь оставили без присмотра. За все время нашего пребывания на Валааме не было никаких эксцессов, хотя мы всегда оставляли лагерь без присмотра, где находились весьма ценные вещи (например спиннинги).

Водопад из кинофильма «А зори здесь тихие»

В Сортовале берем две машины и отправляемся на экскурсию в местный карьер белого мрамора. По пути останавливаемся у небольшого водопада, который знаменит тем, что здесь снимались некоторые сцены фильма «А зори здесь тихие». Самая знаменитая сцена это когда героиня «Женька» шумно купается в речке, чтобы отпугнуть немецкий десант и заставить его пойти обходной дорогой.

Карьер белого мрамора

Карьер оказался интересным местом. Здесь добывался гранит еще в царские времена. Отсюда доставлялись гранитные глыбы для постройки Исакиевского собора. Но во время войны, при отступлении, немцы подорвали какие-то шлюзы, карьер заполнился водой и с тех пор его не могут осушить. Хотя может никто и не старался!?

Было интересно посмотреть как из ничего, можно сказать из воздуха, люди делают деньги. Вокруг карьера проложена дорожка и чтобы по ней пройти с тебя берут денежки. Молодцы. Мы без сожаления отдали по 100 рублей и с радостью прошагали предложенный маршрут, наслаждаясь созерцанием красот тихой северной природы.

Иконостас церкви Воскресенского скит

К вечеру вернулись домой. Катер причалил к другой Валаамской пристани, которая расположена в Большой Никоновской бухте. Мы посетили Воскресенский скит, расположенный там же  и пешком по главной дороге вернулись в лагерь. День удался.

Владимирский мост

1.08.2012.  Сегодня у нас запланирована водная прогулка. Решили прокатиться на катере по внутренним водоемам Валаама и посмотреть знаменитые рукотворные каналы. Выходим на пристань, бросаем клич и вот уже мужичок ведет на стоянку своего небольшого катера, согласившись за 4 тысячи прокатить нас по, так называемому, «малому кольцу». Недолгие сборы и мы отчаливаем. Катер оказался вместительным, а его хозяин очень интересным, подготовленным  экскурсоводом. Два часа он рассказывал нам об истории Валаама, о его природе, о местных достопримечательностях, об интересных и значимых событиях этих мест. Мы слушали с неподдельным интересом. Завершилась наша прогулка – экскурсия около Никольского скита, который мы посетили и затем неспешным шагом вернулись в лагерь.

Свободного времени было много, и я решил немного пройтись по берегу, побросать спиннинг.  Попытка оказалась удачной. На отмели небольшого заливчика попалась щучка весом 1,2 кг.

Валаамский улов. Щука весом 1200 гр.

Стали готовить ужин. Похолодало. На небе собрались тучи и пошел дождь. Но мы народ подготовленный. Натянули тент и стали проводить антипростудную профилактическую работу.  У нас с собой было … (кстати, в монастырском магазине можно было купить напитки любой крепости и любых наименований, а нас пугали, что на острове спиртное не продается).

В это время подходит к нам сосед от ближайшей палатки и просится погреться. Вся одежда у него мокрая, на ногах мокрые мокасины. Познакомились, это оказался семинарист из Белоруссии, Гриша . Затем подошла его девушка, он называл ее «матушкой». Они оказались совсем не приспособленными к походным  условиям обитания. Сами все мокрые насквозь, в палатке тоже все промокло, костер развести не сумели, еду приготовить тоже. Поэтому они сначала у нас погрелись, потом поели (от спиртного отказались), а затем «батюшка» с нашим Константином, почти до утра, громко спорили о мироздании, о философии, о религии …, пока мы их с матюгами не разогнали. Мироздание мирозданием, а спать хочется.

2.08.2012. Сегодня уезжаем с Валаама. Пол дня  нам на сборы и на различные личные дела. Сходить в Спасо-Преображенский собор, оставить записки, поставить свечи. Посетить многочисленные лавочки купить сувениры, попрощаться с островами … Мало мы здесь побыли. Можно сказать почти ничего не успели посмотреть.