2023 река Тудовка

В этом году, в результате долгих дебатов, проходивших на “полях” вотсаповской группы “2023 Байдарки” было решено сплавляться по реке Тудовка, притоку Волги, которая протекает по Тверской области в районе города Ржев. Как варианты рассматривались сплавы по рекам Клязьма и Колокша.

ДанныеКартыОписаниеФотографииВидео

Дата похода: 9 … 11 июня 2023 года

Маршрут: от пешеходного моста в селе Молодой Туд до деревни Кокошкино (~ 44 км)

Участники:

Заброска / выброска: личный автотранспорт, машины:

• Гудымов В. – Chrysler Town & Country;
  • Гладышкин А. – Land Rover.

Машины оставляли во Ржеве на платной стоянке (ул. 8 марта 36). Стоимость – 100 рублей/сутки с машины. Всего заплатили 400 рублей. Такси от Ржева до Молодого Туда обошлось нам в 2000 рублей.

Раскладка: в соответствии с «нашей» стандартной (+/-). С каждым разом завхоз урезает количество продуктов, но их все равно оказывается больше, чем надо. В конце похода традиционно происходит их раздача.

Расходы на поход:

• Питание                     –  13300 руб (1900 руб на человека)
  • Транспорт (бензин, такси, стоянка ) – 10500 руб (1500 руб на человека)

ИТОГО: 23800 руб (3400 руб на человека)

Ответственные за техобеспечение

Байдарки3Гудымов В., Гладышкин А., Воробьев М.
Палатки4Гудымов В., Воробьев М., Филиппова О., Акилов К.
Каны, костровое1Воробьев М.
Ремнабор1Гладышкин А.
Аптечка1Филиппова О.
Топор, пила1Воробьев М.
Лопатка1Гудымов В.
Фото, видео1Гудымов В., Воробьев М.
Маршрутная карта1Гудымов В.
Раскладка1Митичкина В.

Описание реки Тудовка можно посмотреть здесь

Сплавиться по реке Тудовка предложил Сергей Критский. Он много материала накопал в интернете по этой речке. По описаниям речка нам вполне подходила: небольшая, чистая, возможны небольшие препятствия, протекает по малонаселенной местности и т.д. Смущал только один факт – ее неблизкое расположение.

Расстояние от нашей проходной до места старта – 330 км, или примерно 5…6 часов езды, в зависимости от загруженности трассы. Правда, Сергей уверял, что, так как поедем по “Новой Риге”, где нет пробок, то долетим “птичкой”.

День первый (9 июня)

Чтобы удобней было добираться до места стапеля, мы, на этот раз, изменили место общего сбора. Встречались мы около дома Ольги Филипповой, в Крылатском (ул. Крылатские холмы, д. 24), откуда совсем близко до съезда на Новорижское шоссе. Время встречи – 6-45. Три байдарки и основные вещи были загружены в мою машину еще накануне.

Акилов К., Воробьев М. и Митичкина В. ехали из Павлино на машине Гладышкина А. Они немного запоздали, поэтому быстро перегружаем часть вещей в мою машину и отправляемся в путь.

К сожалению, Критскому Сергею, в последний момент, пришлось отказаться от участия в походе по семейным обстоятельствам. Он подъехал в Крылатское только для того, чтобы пожелать нам удачи и передать уже закупленные продукты.

Не поехав с нами, Серега лишил себя возможности выслушать эмоциональное мнение Валентины о дороге, которую мы, по уверениям Серёги должны были “пролететь птичкой”. На второй половине нашего пути шли активные ремонтные работы дороги. Причем участки, где шел ремонт не просто сужались, а там было организовано однополосное, реверсивное движение, регулируемое светофорами. Подобных участков было очень много, порядка десяти, а время ожидания проезда раздражающе долгое (около 3…4 минут). Очереди на проезд образовались длинные, так что проехать светофор с первого раза не всегда удавалось. Так что, извини Серёга, но твоя “птичка” сдохла уже на первых светофорах…

Примерно в 11-30 мы прибыли на место старта. Быстрая разгрузка и мы с Алексеем спешим во Ржев, чтобы поставить наши машины на платную стоянку. Никаких проблем со стоянкой в этот раз у нас не было. С подсказки Яндекса нашли адрес стоянки, по навигатору добрались до места, поставили, заплатили, вызвали такси, и примерно в 14-30 мы вернулись к месту старта.

Наши сборщики байдарок, просто красавцы, времени зря не теряли. За наше отсутствие они успели собрать все наши плавсредства и подготовить небольшой перекус. На перекус у нас, как всегда, яйца, бутерброды, рулет и пиво. Подкрепляемся, загружаем байдарки и в путь!

В 15-30, на полчаса раньше планированного срока, встаем на воду. На маршруте солнечно, тепло. Речка тихая, спокойная, шириной 7 … 15 метров, с хорошим течением и прозрачной водой. Одно немного напрягает – регулярные отмели-перекаты, где экипажам приходится байдарки проводить пешим порядком, продираясь днищем по каменистым россыпям.

Места малонаселенные, поэтому берега речки не исхожены, машинами не изъезжены. В основном, они заросли высокой травой, осокой. Мест для стоянок мало. А если они и есть, то увидеть их с реки не всегда удается. Место первой запланированной стоянки, которое было определено по имеющимся описаниям, мы не заметили и проскочили. Поэтому в первый день прошли ~9 км вместо 5 запланированных.

В 18-00 встали на ночевку, найдя довольно приличное место для лагеря на левом берегу, на небольшом возвышении.

Сегодня у нас традиционный “праздничный” ужин. На столе домашние заготовки: салат оливье, рулетики, огурцы, помидоры и конечно шашлык. В качестве “горячительных” напитков завхоз предложил, на выбор, коньяк или водку. Одну из первых рюмок мы выпили в память о нашем Почетном Командоре – Сергеиче, которого в мае этого года мы похоронили. Традиция этих июньских походов зарождалась при его непосредственном участии и почти во всех 18 походах он принял активное участие. Спи спокойно, дорогой товарищ.

21-00 Начинает темнеть. Стоять вокруг стола становится все сложнее: все настойчивее хочется присесть, а лучше прилечь. Тело настаивает на необходимости принять горизонтальное положение, уже непреодолимо хочется залезть в спальник и протянуть ноги. Первыми от костра в палатку уходят пенсионеры: я и Валентина…

Ночь выдалась очень прохладной. С начала я забрался в спальник в одной рубашке, но замерзнув ночью пришлось одевать на себя термобельё и куртку “распятовку”. Ночь прошла в мечтах о теплом, зимнем спальнике…

День второй(10 июня)

Подъём в 7-00. Сегодня дежурит 2 экипаж: Акилов К. и Филиппова О. На завтрак молочная каша – овсянка с изюмом, бутерброды, чай, кофе, сладости. Добавлять сгущённое молоко в чай и кофе, в этом походе нам не пришлось, так как Костя забыл его дома, в холодильнике.

Недолгие утренние хлопоты и первые экипажи в 9-00 встают на воду.

Идем по речке не спеша, не напрягаясь, так как маршрут небольшой, течение хорошее, экипажи опытные и полны сил. Поэтому даже поддерживая расслабленный темп, идем с постоянным опережением планового графика.

При очередной проводке байдарки через каменистую отмель я оступаюсь на камне и падаю в воду навзничь. Хоть глубина реки немного больше щиколотки, я умудряюсь намочиться всему, от макушки до пяток. Останавливаться, отжиматься, переодеваться не хочется, так как скоро у нас длительная стоянка на обед. Для тепла надеваю дождевую накидку и так прохожу оставшееся расстояние.

Неожиданно подходим к устью Тудовки, которая впадает в Волгу. Здесь же, в устье, встаем на обед. По расстоянию (общий километраж – 19 км), запланированное место обеда мы уже прошли, а по времени еще нет. На час раньше времени встаем на правом берегу, на большой поляне, где организуем костер и готовим обед.

Я переодеваюсь и здесь же на поляне раскладываю свои мокрые вещи для просушки. Небольшой ветерок и яркое солнце быстро делают своё дело, досуха высушивая мой “плавательный” костюм за время обеденной стоянки.

13-30 заканчиваем обеденный отдых и дружно встаем на воду. Дальше путь команды пролегает по руслу нашей великой реки – Волги.

Идем спокойно, очень расслаблено. О работе по графику, 55 минут гребем, 5 минут отдыхаем, я давно забыл, так как экипажи не сильно утруждают себя греблей и нередко бросают весла, чтобы расслабиться, полюбоваться природой, поболтать друг с другом.

Только экипаж №2, почувствовав силу в руках, размеренно работая веслами, оторвался от коллектива и ушел далеко вперед. Это заставило завхоза волноваться и регулярно причитать.

18-00 Начинаем искать место для ночевки. Замечаем на левом берегу не занятую, оборудованную стоянку со столиком и скамейками. Ура, мы ведь о подобном лагере еще вчера мечтали. Всего пройдено 32 км.

Начинаем разгружаться и ставить лагерь. Через некоторое время возвращается второй экипаж, которому впредь наука: не отрывайся от коллектива и не придется грести против течения.

При разборке вещей мы не нашли нашего “бывалого” половника, который ходил вместе с нами уже много-много лет. Оставили мы нашего походного “друга” где-то на берегу реки Тудовка, на поляне где обедали. Это, конечно, общая вина всех членов команды, но в большей степени Макса, исполнявшего обязанности кострового.

Сегодня у нас особенный день, сегодня мы проводим торжественное построение, которое как бы подводит итог нашего похода, нашего сплава, нашего коллективного жития. Сегодня каждый распишется на флаге напротив своей фамилии, отныне вписанной в историю байдарочных походов нашей команды.

На построении мы традиционно вручили новым членам нашего коллектива, Насте и Ольге, значки юных туристов. И хотя они достаточно опытные туристы (особенно Ольга) и не первый раз находятся в походных условиях, мы считаем что вручением этих значков мы отмечаем приобщение новых членов именно к нашей команде, попадание их имен в историю нашего импровизированного турклуба.

Прогноз опять обещал нам холодную ночь, поэтому все старались подготовиться к ней серьёзно. Я, в этот раз, одел на себя все вещи, какие у меня были и для меня ночь прошла достаточно комфортно. А вот у Ольги запасов теплых вещей оказалось не достаточно и поэтому часа в 4 утра, замерзнув, она вышла из палатки и остаток ночи пыталась согреться у разведенного костра.

Да, коварны июньские ночи… Правда настолько холодными, в нашей практике, они были впервые.

День третий (11 июня).

Сегодня лагерь встал раньше времени. Холодная ночь вносит свои поправки и в 6-30 уже все на ногах. Так как дежурным не пришлось разводить костер, то к 6-45 завтрак же готов. Сегодня вкусная пшеничная каша с тушенкой. Все едят с большим аппетитом. Чай и кофе завершают завтрак.

Начинаем сбор лагеря. Встаем на воду на пол часа раньше планового срока.

Как и ожидалось, сплав по Волге ничего интересного из себя не представляет. Достаточно нудная гребля по широкой и глубокой реке. Хорошо хоть, что местами достаточно быстрое течение помогает нам в этой однообразной работе. Остается только любоваться берегами и ждать того последнего поворота реки, за которым покажется деревня Кокошкино и памятник-обелиск воинам Великой Отечественной войны, павшим в 1941-1945 годах.

11-30 Встаем на правом берегу Волги, сразу за устьем реки Сишка. Здесь удобный выход из воды, много места для антистапеля, имеется накатанная колея для подъезда машин почти к самой воде.

В Кокошкино подъехал Алексей Филиппов. Он решил помочь нам отвезти водителей во Ржев, чтобы забрать машины со стоянки. Реверсивное движение на шоссе, также скорректировало время его прибытия примерно минут на 40. Пока мы ждали, быстро сварили суп на газовой горелке, а когда встретились, то смогли угостить его тарелкой наваристого вермишелевого супа с тушенкой.

Примерно в 15-00, загрузившись в три машины, мы отправились по домам. Первоначальные намерения посетить Ржевский памятник советскому солдату оказались не реализованными, так как всем хотелось побыстрее добраться домой. Мы просто полюбовались им из окна машины, проезжая мимо.