В этом году мы сумели съездить в Южно-Сахалинск, чтобы покататься на лыжах на склонах местного спортивно-туристического комплекса “Горный воздух”.
В стране уже начинались мероприятия по предотвращению эпидемии коронавируса, уже некоторый народ ходил в медицинских масках, но самолеты внутренних рейсов еще летали и нам повезло добраться до Сахалина и вернуться назад.
Расположение – Сахалинская область, остров Сахалин, г. Южно-Сахалинск, горнолыжный курорт «Горный воздух».
Время поездки – с 5 по 16 марта 2020 года
Транспорт – Самолет (авиакомпания S7) – цена билета – 24 282 рубля. Перелет осуществлялся с пересадкой в Новосибирске. График перелета, следующий – 11:25 Домодедово – 19:30 Толмачево, 23:00 – 8:35 Хомутово (время местное). Самолеты были полностью заполнены, причем от Новосибирска половина салона была заполнена молодыми мужчинами, летевшими на Сахалин из Казахстана, а назад, из Сахалина половина самолета летела в Узбекистан.

Размещение – снимали двухкомнатную квартиру по адресу ул. Анкудинова д.1 кв 11. Квартира расположена в 10 минутах ходьбы до горнолыжного курорта «Горный воздух». Аренда стоила 3000 руб/сутки, всего отдали 33000 рублей. Квартира небольшая, «хрущёвка» с минимумом обстановки. Необходимая техника есть, горячая вода тоже. В квартире более-менее чисто, но вечерами на кухне появлялись тараканы. Еще небольшой «минус» этой квартиры – расположение на 4 этаже, куда приходилось вечерами, уставшими подниматься без лифта.

Количество трасс – горнолыжный курорт «Горный воздух», расположенный на горе Большевик, имеет общую протяженность 14 трасс – 25 км.
Уже готова к запуску новая зона катания на горе Красная, которую обещают открыть уже в следующем сезоне.
По своим техническим характеристикам курорт вполне подходит для проведения международных соревнований. Прямо перед нашим приездом здесь проходил этап Кубка мира по паралимпийскому горнолыжному спорту.
Несколько лет подряд на Сахалине, по словам местных, выпадает мало снега, поэтому в этом году не все трассы были открыты, и их ежедневная подготовка была не на высоте. Работал всего один ратрак, который готовил только спортивные трассы, на которые нас не пускали. Но открытые трассы были вполне пригодны для катания, где мы с удовольствием проводили каждые полдня. На удивление, трассы к концу дня не разбивались и были примерно в одном состоянии в течении всего дня. Почти все трассы имеют искусственное освещение, которое включается в конце дня работы курорта.

И главное достоинство этого курорта, что катание для всех пенсионеров – бесплатное. Для нас отдельный вход – «для льготников», через который проходишь совершенно свободно. За все время ни у кого из нас ни разу не проверили документы. Более того, мы ни разу не видели, чтобы проверяли документы у кого-то другого. «Катайся, не хочу».
Ссылка на сайт – ski-gv.ru/
Мысль покататься в Южно-Сахалинске давно присутствовала в наших планах, но скорей как что-то маловероятное, как просто повод поговорить, пошутить и немного помечтать. Для меня эта мысль была особенно интересна, так как в Южно-Сахалинске я родился и посещение острова имело для меня не только спортивный интерес. И вот в этом году наша компания, по объективным причинам, стала резко сокращаться. Было жалко и обидно, что болезни, семейные обстоятельства и т.п. сократили численность нашего коллектива до минимума. Но и в этом мы нашли положительные моменты. Ведь маленький коллектив стал более мобильным, более смелым и, поэтому идея смотаться на Сахалин наконец-то стала приобретать реальные очертания. Кавказ уже приелся, а перелет до Шерегеша, находящегося менее чем на полпути до Сахалина, стоит в полтора раза дороже. Удивительная политика ценообразования.
Вопрос о поездке стоял перед нами бескомпромиссно: “Или сейчас, или никогда!”. И вот наконец все сомнения отброшены, мы летим на Сахалин!
Утром 5 марта мы прибыли на остров. Перелет прошел нормально, 4 часа полета, затем 3 часа ожидания в Толмачево и затем еще 6 часов полета. На Яндекс Такси добрались до квартиры, встретились с хозяйкой, заселились и отправились на гору, на разведку.
Здесь мы определились с правилами допуска пенсионеров на гору (думали, что надо будет оформлять какой-нибудь бесплатный абонемент). Сняли ячейки для хранения лыж, чтобы не таскать их каждый день из дома. Ячейка для комплекта лыж, на сутки стоит 250 рублей и здесь скидок для пенсионеров нет, поэтому катание нам обходилось в 250 рублей в сутки с каждого. Замечательная цена. Пообедали в кафе горнолыжного комплекса – “Генерал”, расположенного на нижней станции. Ничего интересного, столовка, столовкой. Вернулись домой и с нетерпением стали ожидать следующего дня.
Ночь не спали. Наша акклиматизация проходила очень заметно. Несколько первых ночей мы всю ночь не могли заснуть и просто лежали на кроватях с закрытыми глазами. Все-таки разница по времени – 8 часов. При предыдущих поездках на Камчатку я таких трудностей не испытывал, тогда акклиматизация проходила легко, можно сказать «без меня», я ее просто не ощущал. Наверное, возраст дает себя знать…
Из 10 «катальных» дней мы не катались 4 раза. 8 марта мы отправились отмечать женский день в японский ресторан «Фурусато», 11 марта из-за метели гора была закрыта, и мы отправились в краеведческий музей, 13 марта мы посвятили закупкам подарков и сувениров, а 14 марта отправились на прогулку на снегоходах.
Кататься мы начинали достаточно поздно, часов в 12 по местному времени. Основная масса отдыхающих начинала примерно также. Катались часа два-три, затем перекус в кафе на горе, потом еще максимум час катания и мы идем переодеваться.
В последние дни перекусывали мы в кафе Лиана. Здесь подают блюда русской и кабардинской кухни. Кавказцы добрались и до Сахалина! Но хочется отметить, что все вкусное и народу в кафе много. Делают здесь даже “хычины”, но не такие вкусные как на Эльбрусе.

Катание здесь достаточно однообразное, которое, конечно, уступает трассам Кавказа, не говоря уж об Австрии, Франции и Италии. Ближе всего подходит сравнение с трассами Шерегеша. Катались мы в основном по нескольким трассам: Восток, Динамо+Армейка и Запад, кому что нравилось. По разу съехали по трассам Север и Юг, но не понравилось качество их подготовки. Домой обычно возвращались по Юго-Западному серпантину, зеленой самой длинной трассе (~ 4,2 км).
Вечерами и днем, когда не катались, мы знакомились с городом, его историей и его достопримечательностями.
Город небольшой, с населением в 200 с небольшим тысяч человек. Основные здания – 4…5 – этажные «хрущёвки», построенные примерно в 60-х годах. Сначала здесь было село Владимировка (1882 – 1905 гг.), затем, после прихода японцев, оно было переименовано в Тойохара, центр провинции Карафуто, (1905 – 1946 гг.), а в 1946 году, после освобождения Сахалина, город получил новое название – Южно-Сахалинск.
Видно, что за последние несколько лет внешний облик островной столицы быстро меняется в лучшую сторону. Город хорошеет, в нем появляется немало ярких, красиво оформленных зданий. Удивило отсутствие дворников, чистящих тротуары. Чистка производится централизовано с использованием техники, поэтому после метели, долго приходится пробираться в городе по сугробам.

Особенно красиво оформлен район вокруг площади Победы. Здесь построены музейно-мемориальный комплекс Победа, Собор Рождества Христова и исторический парк «Россия – моя история».
За время пребывания в Южно-Сахалинске мы также имели возможность ознакомиться с различными кухнями, представленными в городском общепите. Нам удалось посетить кафе с японской, корейской, китайской и русской кухнями.
14 марта, решив разнообразить наш отдых, мы прокатились на снегоходах по ближайшим к городу сопкам. Позвонили по телефону, который нашли в рекламной брошюре и договорились о поездке. Подобная организация «бизнеса», наверное, возможна только в России. Нас попросили перевести полную стоимость за поездку и на следующий день приехать на 16 км Холмского шоссе. Кому мы перевели деньги, куда надо приехать конкретно мы не знали. Слава богу, что все было честно и нас там встречали.
Короткий рассказ о технике безопасности, и мы отправляемся в путь. Навыки управления снегоходом быстро вспоминаются (в 2010 году я 4 дня провел за рулем снегохода, участвуя в сафари по Восточному Алтаю). Группа состояла из 6 снегоходов. Маршрут проходил в окрестностях старой, заброшенной японской железной дороги. Осмотрели развалины вокзала станции «Перевал», туннель, противолавинные строения. Через два часа вернулись назад.
Вот основные впечатления от замечательной поездки на остров Сахалин. Перед вылетом у нас еще оставались сомнения в правильности своего выбора, но теперь, после возвращения домой мы точно знаем, что эти впечатления на всю жизнь останутся у нас в ряду воспоминаний о самых лучших наших поездках.