Южно-Сахалинск 2020

В этом году мы сумели съездить в Южно-Сахалинск, чтобы покататься на лыжах на склонах местного спортивно-туристического комплекса “Горный воздух”.

В стране уже начинались мероприятия по предотвращению эпидемии коронавируса, уже некоторый народ ходил в медицинских масках, но самолеты внутренних рейсов еще летали и нам повезло добраться до Сахалина и вернуться назад.

ДанныеКартаОписаниеФотографииВидео

Расположение – Сахалинская область, остров Сахалин, г. Южно-Сахалинск, горнолыжный курорт «Горный воздух».

Время поездки – с 5 по 16 марта 2020 года

Транспорт – Самолет (авиакомпания S7) – цена билета – 24 282 рубля. Перелет осуществлялся с пересадкой в Новосибирске. График перелета, следующий – 11:25 Домодедово – 19:30 Толмачево, 23:00 – 8:35 Хомутово (время местное). Самолеты были полностью заполнены, причем от Новосибирска половина салона была заполнена молодыми мужчинами, летевшими на Сахалин из Казахстана, а назад, из Сахалина половина самолета летела в Узбекистан.

Дом, в котором мы жили

Размещение – снимали двухкомнатную квартиру по адресу ул. Анкудинова д.1 кв 11. Квартира расположена в 10 минутах ходьбы до горнолыжного курорта «Горный воздух». Аренда стоила 3000 руб/сутки, всего отдали 33000 рублей. Квартира небольшая, «хрущёвка» с минимумом обстановки. Необходимая техника есть, горячая вода тоже. В квартире более-менее чисто, но вечерами на кухне появлялись тараканы. Еще небольшой «минус» этой квартиры – расположение на 4 этаже, куда приходилось вечерами, уставшими подниматься без лифта.

Гора Большевик с трассами курорта

Количество трасс – горнолыжный курорт «Горный воздух», расположенный на горе Большевик, имеет общую протяженность 14 трасс – 25 км.

Уже готова к запуску новая зона катания на горе Красная, которую обещают открыть уже в следующем сезоне.

По своим техническим характеристикам курорт вполне подходит для проведения международных соревнований. Прямо перед нашим приездом здесь проходил этап Кубка мира по паралимпийскому горнолыжному спорту.

Несколько лет подряд на Сахалине, по словам местных, выпадает мало снега, поэтому в этом году не все трассы были открыты, и их ежедневная подготовка была не на высоте. Работал всего один ратрак, который готовил только спортивные трассы, на которые нас не пускали. Но открытые трассы были вполне пригодны для катания, где мы с удовольствием проводили каждые полдня. На удивление, трассы к концу дня не разбивались и были примерно в одном состоянии в течении всего дня. Почти все трассы имеют искусственное освещение, которое включается в конце дня работы курорта.

Для пенсионеров вход свободный

И главное достоинство этого курорта, что катание для всех пенсионеров – бесплатное. Для нас отдельный вход – «для льготников», через который проходишь совершенно свободно. За все время ни у кого из нас ни разу не проверили документы. Более того, мы ни разу не видели, чтобы проверяли документы у кого-то другого. «Катайся, не хочу».

Ссылка на сайт – ski-gv.ru/

Мысль покататься в Южно-Сахалинске давно присутствовала в наших планах, но скорей как что-то маловероятное, как просто повод поговорить, пошутить и немного помечтать. Для меня эта мысль была особенно интересна, так как в Южно-Сахалинске я родился и посещение острова имело для меня не только спортивный интерес. И вот в этом году наша компания, по объективным причинам, стала резко сокращаться. Было жалко и обидно, что болезни, семейные обстоятельства и т.п. сократили численность нашего коллектива до минимума. Но и в этом мы нашли положительные моменты. Ведь маленький коллектив стал более мобильным, более смелым и, поэтому идея смотаться на Сахалин наконец-то стала приобретать реальные очертания. Кавказ уже приелся, а перелет до Шерегеша, находящегося менее чем на полпути до Сахалина, стоит в полтора раза дороже. Удивительная политика ценообразования.

Вопрос о поездке стоял перед нами бескомпромиссно: “Или сейчас, или никогда!”. И вот наконец все сомнения отброшены, мы летим на Сахалин!

Утром 5 марта мы прибыли на остров. Перелет прошел нормально, 4 часа полета, затем 3 часа ожидания в Толмачево и затем еще 6 часов полета. На Яндекс Такси добрались до квартиры, встретились с хозяйкой, заселились и отправились на гору, на разведку.

Здесь мы определились с правилами допуска пенсионеров на гору (думали, что надо будет оформлять какой-нибудь бесплатный абонемент). Сняли ячейки для хранения лыж, чтобы не таскать их каждый день из дома. Ячейка для комплекта лыж, на сутки стоит 250 рублей и здесь скидок для пенсионеров нет, поэтому катание нам обходилось в 250 рублей в сутки с каждого. Замечательная цена. Пообедали в кафе горнолыжного комплекса – “Генерал”, расположенного на нижней станции. Ничего интересного, столовка, столовкой. Вернулись домой и с нетерпением стали ожидать следующего дня.

Ночь не спали. Наша акклиматизация проходила очень заметно. Несколько первых ночей мы всю ночь не могли заснуть и просто лежали на кроватях с закрытыми глазами. Все-таки разница по времени – 8 часов. При предыдущих поездках на Камчатку я таких трудностей не испытывал, тогда акклиматизация проходила легко, можно сказать «без меня», я ее просто не ощущал. Наверное, возраст дает себя знать…

Из 10 «катальных» дней мы не катались 4 раза. 8 марта мы отправились отмечать женский день в японский ресторан «Фурусато», 11 марта из-за метели гора была закрыта, и мы отправились в краеведческий музей, 13 марта мы посвятили закупкам подарков и сувениров, а 14 марта отправились на прогулку на снегоходах.

Кататься мы начинали достаточно поздно, часов в 12 по местному времени. Основная масса отдыхающих начинала примерно также. Катались часа два-три, затем перекус в кафе на горе, потом еще максимум час катания и мы идем переодеваться.

В последние дни перекусывали мы в кафе Лиана. Здесь подают блюда русской и кабардинской кухни. Кавказцы добрались и до Сахалина! Но хочется отметить, что все вкусное и народу в кафе много. Делают здесь даже “хычины”, но не такие вкусные как на Эльбрусе.

Кафе Лиана на промежуточной станции канатной дороги

Катание здесь достаточно однообразное, которое, конечно, уступает трассам Кавказа, не говоря уж об Австрии, Франции и Италии. Ближе всего подходит сравнение с трассами Шерегеша. Катались мы в основном по нескольким трассам: Восток, Динамо+Армейка и Запад, кому что нравилось. По разу съехали по трассам Север и Юг, но не понравилось качество их подготовки. Домой обычно возвращались по Юго-Западному серпантину, зеленой самой длинной трассе (~ 4,2 км).

Вечерами и днем, когда не катались, мы знакомились с городом, его историей и его достопримечательностями.

Город небольшой, с населением в 200 с небольшим тысяч человек. Основные здания – 4…5 – этажные «хрущёвки», построенные примерно в 60-х годах. Сначала здесь было село Владимировка (1882 – 1905 гг.), затем, после прихода японцев, оно было переименовано в Тойохара, центр провинции Карафуто, (1905 – 1946 гг.), а в 1946 году, после освобождения Сахалина, город получил новое название – Южно-Сахалинск.

Видно, что за последние несколько лет внешний облик островной столицы быстро меняется в лучшую сторону. Город хорошеет, в нем появляется немало ярких, красиво оформленных зданий. Удивило отсутствие дворников, чистящих тротуары. Чистка производится централизовано с использованием техники, поэтому после метели, долго приходится пробираться в городе по сугробам.

Особенно красиво оформлен район вокруг площади Победы. Здесь построены музейно-мемориальный комплекс Победа, Собор Рождества Христова и исторический парк «Россия – моя история».

Музейно-мемориальный комплекс Победа

В музейно-мемориальном комплексе Победа мы посетили две трехмерные экспозиции: «Штурм полицейского поста Хандаса» и «Десант на Шумшу. Последний остров войны». А в промежутке между этими экскурсиями зашли на экспозицию «Куликово поле. Поле ратной славы». Все очень понравилось. Недолгие экскурсии с интересным рассказом о неизвестных нам событиях Великой Отечественной войны и с реальной демонстрацией как это было. Рассказывается о реальных людях, участвовавших в этих событиях, о их быте, о их службе и о их подвигах. Приятно, что без ненависти и ярлыков говорится и о наших противниках.

Собор Рождества Христова

Собор построен в 2016 году и является главным кафедральным храмом Южно-Сахалинской епархии. Собор красивый, центральный купол - позолочен, остальные - голубого цвета. Фасад храма облицован белым мрамором, а нижняя часть - красным гранитом и даже красным мрамором привезённым из Индии. Мы дважды посещали этот храм. Поставили свечки, подали записки «за здравие» и «об упокоении». Храм большой, просторный, с красивым иконостасом, но народа на службу ходит очень мало.

Исторический парк - Россия моя история

Посетили мы также и этот музей. Здесь представлена вся история России с древнейших времен до наших дней. Подобных парков по всей России более 20. В Южно-Сахалинске он открылся в 2017 году. Очень познавательная и интересная экспозиция. Но  обилие информации, исторических фактов утомляет. К концу экскурсии уже мечтаешь об скорейшем ее окончании. Более интересно было бы ознакомиться с каким-нибудь одним историческим периодом, детально его изучить, не спеша поработать с мультимедиа контентом. Мне кажется, для школьников это идеальное пособие для изучения истории родной страны.

Сахалинский областной краеведческий музей

Музей расположен в здании, построенном японцами в 1937 году и выполненном в традиционном японском архитектурном стиле. Экспозиция музея представлена в стандартном виде и включает в себя залы по животному миру, древнейшему прошлому, быту коренного населения, открытию Сахалина и истории его развития. Мне особо понравилась экспозиция о жизни коренного населения Сахалина – нивхов и айнов.

Лично у меня была надежда посмотреть на фото города  1950 года, узнать здесь хотя бы о расположении роддома, где я мог родиться. Но, как назло, зал «Сахалин в 1945 – 2000 годы» был закрыт на ремонт, а вопрос экскурсоводу об истории роддомов остался без конкретного ответа. Мне посоветовали обратиться в городской архив, что я, конечно, делать не стал.

За время пребывания в Южно-Сахалинске мы также имели возможность ознакомиться с различными кухнями, представленными в городском общепите. Нам удалось посетить кафе с японской, корейской, китайской и русской кухнями.

Японская кухня - кафе Фурусато

Японская кухня – кафе «Фурусато. Посещение этого кафе оставило у нас самые неприятные впечатления. В интернете много отзывов про это кафе, которое содержит японец из Саппоро. Многие пишут, что это кафе с лучшей японской кухней в Южном и многие пишут об отвратительном сервисе. Насладиться кухней нам не удалось, а сервиса хлебнули в полной мере. Официантка дала нам меню с картинками и сказала: «Выбирайте». Незнакомые названия, незнакомые блюда. Мы рассчитывали на какие-то рекомендации, но зря. В итоге заказали по какому-то салату и по какому-то сладкому супу-лапше. Поели без удовольствия. Кафе не понравилось. Японский антураж отсутствует. Культура тоже. И туалет… Вокзальный туалет на заброшенном полустанке я думаю лучше. Вот такие впечатления от «японской кухни».

Корейская кухня - кафе Пак Дегам

От посещения этого кафе получили огромное удовольствие. Это кафе-гриль, где имеются столы с газовыми плитами, на решетках которых можно обжаривать мясо, рыбу, овощи и т.п. Тихая, спокойная обстановка и очень вежливый, внимательный персонал. Молодой улыбчивый официант уделил нам много времени рассказывая какие блюда лучше заказать и показывая, как надо их готовить и есть, чтобы лучше почувствовать вкус продуктов. Заказали суп и свинину в кисло-сладком соусе. Всё очень вкусно. Закуску (четыре вида) подают бесплатно к любому заказу. Причем если она закончится вам подадут еще. Хоть мы и наелись, но решили дополнительно попробовать еще мясо на гриле. Порции в кафе большие, поэтому каждого блюда брали по одной на двоих. В итоге, все равно, объелись, но уходили довольные. Если будете в Южно-Сахалинске обязательно посетите кафе «Пак Дегам», не пожалеете.

Китайская кухня - кафе Шанхай Блюз

Простое кафе, с неудачным расположением в какой-то промышленной зоне. Обстановка старая, уже местами потертая. Персонал вежливый, блюда вкусные. Понравился салат и особенно блюдо "гобажоу из свинины", которое мы взяли по рекомендации официантки. Это тонко нарезанные кусочки свинины в кляре, имеющим кисло-сладкий вкус. Очень необычно и очень вкусно. Порции большие, вполне хватает на двоих.

Русская кухня - кафе Маруся

Кафе расположено на центральной улице – ул. Ленина. Кафе без претензий, где есть зона самообслуживания и столики с обслуживанием официантами. Стандартное меню с большим выбором пельменей и вареников. Больше всех нам понравился крабовый салат. Очень вкусно, но и достаточно дорого. Порция – 600 руб.

Домашние разносолы

На второй день нашего пребывания на Сахалине мы отправились на рынок, чтобы закупить продукты, которыми славится остров. Мы закупили икру, мясо краба, слабосоленую чавычу, гребешок в горчичном соусе, вяленую корюшку, а также корейские разносолы: папоротник, морковь, морскую капусту и лопух. Все было очень вкусное. Этими продуктами мы завтракали и иногда ужинали. Меньше всего понравился лопух, который по вкусу напоминает обычные солёные огурцы. Перед отъездом рыбу и икру мы закупили еще раз, чтобы привезти домой в качестве сахалинских подарков.

14 марта, решив разнообразить наш отдых, мы прокатились на снегоходах по ближайшим к городу сопкам. Позвонили по телефону, который нашли в рекламной брошюре и договорились о поездке. Подобная организация «бизнеса», наверное, возможна только в России. Нас попросили перевести полную стоимость за поездку и на следующий день приехать на 16 км Холмского шоссе. Кому мы перевели деньги, куда надо приехать конкретно мы не знали. Слава богу, что все было честно и нас там встречали.

Короткий рассказ о технике безопасности, и мы отправляемся в путь. Навыки управления снегоходом быстро вспоминаются (в 2010 году я 4 дня провел за рулем снегохода, участвуя в сафари по Восточному Алтаю). Группа состояла из 6 снегоходов. Маршрут проходил в окрестностях старой, заброшенной японской железной дороги. Осмотрели развалины вокзала станции «Перевал», туннель, противолавинные строения. Через два часа вернулись назад.

Вот основные впечатления от замечательной поездки на остров Сахалин. Перед вылетом у нас еще оставались сомнения в правильности своего выбора, но теперь, после возвращения домой мы точно знаем, что эти впечатления на всю жизнь останутся у нас в ряду воспоминаний о самых лучших наших поездках.

Оставьте комментарий