В этом году выходной по случаю дня Независимости пришелся на середину недели, и поэтому на поход нам отводились только воскресные дни 15, 16 июня. К ним мы присоединили еще пятницу (14 июня), которую работающий народ «оформлял» каждый как смог. Кто взял отпуск, у кого вообще свободный график, а мы с Валентиной взяли «отгул за прогулы».
Дата похода: 14 … 16 июня 2024 года
Маршрут: от моста в деревне Ерёмкино (река Рачайна) до моста в деревне Савино (река Тьма). Протяженность маршрута – 45 км.
Участники:
1-ый экипаж
2-ой экипаж
3-ий экипаж
4-ый экипаж
Заброска / выброска: личный автотранспорт.
Машины:
RAV-4 – водитель Гудымов В.
Suzuki – водитель Критский С.
Land Rover – водитель Гладышкин А.
Машины оставляли на платной стоянке в г. Твери (проспект Николая Корыткова 15Б). Стоимость – 100 рублей/сутки с машины. Всего заплатили 600 рублей. Стоимость такси от Твери до Еремкино – 2500 рублей, а от Савино до Твери – 700 рублей.
Раскладка: в соответствии с нашей стандартной (+/-)
Расходы на поход:
Питание – 11100 руб. (1387,5 руб. с человека)
Транспорт(бензин, платная дорога, такси, стоянка) – 22950 руб. (2868,75 руб. с человека)
ИТОГО: 34050 руб. ( 4256 руб. с человека)
Ответственные за техобеспечение:
Вид | Кол-во | Ответственные |
Байдарки | 4 | Филиппов А., Гудымов В., Критский С., Гладышкин А. |
Палатки | 4 | Гудымов В., Критский С., Акилов К., Гладышкин А. |
Каны, костровое | 1 | Гудымов В. |
Ремнабор | 1 | Гладышкин А. |
Аптечка | 1 | Критская М. |
Топор, пила | 1 | Гудымов В. |
Лопатка | 1 | Гудымов В. |
Фото, видео | 1 | Гудымов В. |
Маршрутная карта | 1 | Гудымов В. |
Раскладка | 1 | Митичкина В. |
Несколько лет назад река Тьма уже попадала в расширенный круг наших планов по сплаву на байдарках, но реализовать эту задумку мы решили только в этом году. Сплавляться было решено от деревни Ерёмкино, которая расположена на притоке Тьмы, реке Рачайне, до деревни Савино. Через 4 километра, после начала маршрута, Рачайна впадает в реку Тьму и весь дальнейший путь у нас проходил по ее акватории.
День первый (14 июня)
Место общего сбора, на этот раз, было назначено на автомобильной заправке “Лукойл”, расположенной на 15 км платной трассы М11. Встреча была назначена на 7-45.
До этого Филиппов А. с Асей приехали к дому Критского, где перегрузились в его машину, на которой и отправились в дальнейший путь. А остальные члены команды предварительно встречались в Реутово, в районе выезда Носовихинского шоссе на МКАД. Две байдарки, а также некоторые вещи Акилова К. и Филиппова А. были загружены в мою машину заранее, не неделе.
До Ерёмкино доехали быстро, уже в 11-00 мы были на месте стапеля. Быстрая разгрузка и водители отправляются ставить машины на платную стоянку в город Тверь.
Примерно в 12-30 мы уже вернулись назад, немного помогли нашим сборщикам байдарок, которые к этому времени уже почти закончили их сборку. Загрузились, перекусили бутербродами с пивом и пол второго встали на воду.
13-35 На полтора часа раньше запланированного времени мы приступили к сплаву по реке Рачайна. Это небольшой левый приток реки Тьма, который через 4 км нашего пути впадает в реку Тьма. Речка Рачайна тихая, спокойная, неглубокая с берегами, заросшими высокой травой.
Через 1 час пути мы входим в реку Тьма. Река Тьма заметно шире притока Рачайна, но также не глубока, с частыми песчаными отмелями, по которым лодки регулярно скребутся дном.
На протяжении всего маршрута погода нас баловала. Было тихо, тепло и солнечно. Обещанные Гидрометцентром кратковременные дожди нас не застали.
Какие-либо препятствия на реке отсутствуют. Иногда попадаются небольшие каменистые перекаты. Наиболее интересный встретился нам в первый день сплава под мостом у деревни Стружня. Никаких трудностей преодоление этих перекатов для нас не представляло.
В первый день было запланировано пройти 13…15 км, что мы успешно выполнили. Было пройдено 14,8 км.
Пройдя положенные планом 14 км маршрута, на ночевку мы встали на высоком левом берегу. Место хорошее, чистое, оборудованное столом и лавками, есть место для костра. Один минус – нет удобного выхода к воде, вещи и байдарки пришлось высоко поднимать по неудобной крутой песчаной тропинке. Поэтому две байдарки, которые требовали осмотра мы подняли наверх, а остальные оставили на берегу у самой воды.
Вечером, после установки лагеря, традиционный праздничный ужин с салатами, рулетами и шашлыками. Ну, и конечно, с небольшими возлияниями во имя почитаемого древнегреческого бога Бахуса. Алексей Филиппов достал “неучтёнку” – настойку “клюковку” собственного производства. Настойка прошла на “ура”, в основном все пили ее, кроме Ефимыча и Гладышкина Алексея, которые предпочли чистую водочку “Тундра”.
21-00 Ранний подъём, постоянные хлопоты, пройденные километры, обильный ужин и алкогольные напитки в итоге дали себя знать. Еще было светло, но народу уже захотелось расслабиться, принять горизонтальное положение, протянуть ножки, закрыть глаза и сладко засопеть… Что мы дружно и сделали…
Ночью, вроде, накрапывал дождь.
Второй день (15 июня)
6-45 Дежурные (Алексей Ф. и Ася) уже приготовили завтрак и начинают звать народ к столу. Сегодня завтрак просто царский. Основное блюдо – рисовая молочная каша, которую мы давно уже не готовили. Раньше ее всегда варил наш “командор” – Сергеич, но с его уходом секрет этого любимого блюда был безвозвратно утерян. Но в этот раз с нами был профессиональный повар – Ася и поэтому завхоз запланировал на её дежурство давно забытый деликатес. К чаю или кофе (по желанию) дежурные приготовили бутерброды с колбасой, сыром и по два бутерброда с красной икрой. Это опять нас решил побаловать своей “неучтенкой” Леша Филиппов, угостив команду в честь, своего возвращения в славный коллектив байдарочников, где он не был уже 10 лет (с 2013 года). Хотя ему показалось, что прошло не больше 5 лет.
На воду встали раньше запланированного срока. За годы наших сплавов все уже привыкли к четкому распорядку наших походов, все нужные работы проводятся без напоминаний, почти “на автомате”, каждый знает, что надо делать, как и когда, все активно помогают друг-другу. Приятно находиться в таком коллективе. В этот поход я даже ни разу не подавал команды: “Столько-то минутная готовность!”, напоминая о приближающемся плановом сроке. В этом не было необходимости. Как итог, команда каждый раз опережая плановый график, вставала на воду.
9-30 Я замечаю у себя под ногами образовавшуюся течь. Дырочка небольшая, но вода бьет фонтанчиком, растекаясь лужей подо мной. Ее можно легко прикрыть пальцем, но тогда матросу придется грести одному, что, конечно, неприемлемо.
Образовалась дырка внезапно, без видимых причин. В ближайшее время мы не за что не цеплялись, не обо что не скреблись. Похоже, что это старая “рана” на шкуре моей байдарки, которая со временем просто разошлась.
Делать нечего, встаем на ремработы. Нам повезло и впереди, как по заказу, среди поросших высокой травой берегов реки, показался заливчик с песчаными берегаами, на который мы и высадились.
Быстро и грамотно провели ремработы, после чего отправились в дальнейший путь.
Речка Тьма достаточно обжитый туристами объект. Здесь нам встретились и компании на байдарках и на катамаранах. Причем, похоже это были коммерческие сплавы, так как на берегу их ждали заранее оборудованные стоянки с установленными палатками, столами, креслами и даже с палаткой-баней.
Это немного напрягало, так как не было уверенности, что намеченное для стоянки место не окажется занятым инструкторами, ждущими своих туристов. Но мест для стоянок на речке много, и мы ни разу не пересеклись с платными туристами.
11-30 Мы уже встаем на обед. По времени еще рано, но по пройденному расстоянию пора (прошли 12,7 км, или всего с точки старта – 27,5 км)
16-30 Встаем на второй ночлег. Мы немного (пару километров) не дошли до плановой точки нашей стоянки, пройдя после обеда всего 8,5 км. Но нам приглянулось это место с отличным выходом на берег. Место для лагеря хорошее, на высоком берегу в сосновом бору. На стоянке низенький стол-помост, бревна вместо лавки, поленница уже наколотых дров. Всего пройдено 36 км маршрута.
Мы сменили на этой стоянке семейную компанию на двух надувных лодках, которая здесь перед нами обедала. Один большой минус этой стоянки – она расположена рядом с коттеджным поселком, откуда сюда приходят купаться местные жители. Но это случилось только один раз за вечер. Большая семейная компания с детьми, мамашами и несколькими мужиками посетила нас. Несколько подростков прибыли на громко рычавшем мотоцикле. Искупавшись, они ушли. Никаких эксцессов не было.
Сегодня у нас торжественное построение с поднятием флага и традиционным расписыванием на флаге участников похода. Построение проходит в торжественной обстановке с приподнятым настроением всех участников. Асе, как новичку наших сплавов, вручается значок туриста.
Спать в этот день мы легли еще раньше. Было светло, тихо, кругом пели птицы, а вдалеке тарахтел знакомый нам мотоцикл…
День третий (16 июня)
7-00 Опять не пришлось будить лагерь. Весь народ к 7 часам уже встал сам. Вот они большие плюсы раннего отбоя. Все выспались, хорошо отдохнули, и поэтому бодры, веселы и рвутся в бой. Даже Маринка не бурчит про ранний подъем и про постоянное недосыпание.
Дежурные (Костя и Алексей Г.) приготовили пшеничную кашу с тушенкой, чай, кофе, бутерброды. Последний завтрак мы стараемся сделать попитательней, так как неизвестно когда теперь сегодня удастся поесть.
Собираемся привычно организованно и раньше планового срока готовы к сплаву.
8-30 встаем на воду. Пройти осталось 9 км, что мы быстро и делаем. Вот и показался конечный пункт нашего сплава – мост у деревни Савино.
Перед мостом небольшой перекатик, на который мы уже не обращаем должного внимания, а зря. Перекат заканчивается немного притопленной бетонной плитой, на которую нас на скорости выносит речка, и где мы застреваем.
Нас разворачивает поперек потока, и бьющая в борт струя воды пытается опрокинуть лодку. Паники нет, работаем четко. В результате слаженной работы команды и помощи экипажа № 2, который подтолкнул байдарку, врезавшись нам в борт, удалось избежать оверкиля, который в конце похода был бы очень не кстати. Сергей, интенсивно работая веслом, сумел согнуть винтом одну лопасть. Этот эпизод еще раз показал, что расслабляться на маршруте никогда не стоит.
Сборы прошли штатно, по давно отработанной схеме. Вызов такси, поездка к стоянке машин, приезд на своих машинах к месту антистапеля, погрузка.
И, конечно, традиционная первая радость от встречи с цивилизацией – водители привозят всем угощение: по порции мороженного.
На обратном пути все опять встречаемся на заправке «Лукойл», где проходят короткие «прощальные лобзания», и откуда мы, слегка уставшие, но довольные, разъезжаемся по домам с большой надеждой на новую встречу в следующем году.
Отличное видео! Планирую пройти Вашим маршрутом на пакрафте. Удачи, здоровья и новых маршрутов!
Поход был замечательный. Всем спасибо. Компания отличная. Река хорошая, лёгкая. Спасибо Ефимычу за летопись. В длинные зимние вечера не редко пересматриваю наши путешествия и опять возникают планы……