В этом году практически без дебатов решили воплотить давнюю мечту Ефимыча и сплавиться по реке Лух, левому притоку Клязьмы. Река Лух протекает на границе Владимирской и Нижегородской областей и впадает в Клязьму в районе города Гороховец.
Дата похода: 11 … 14 июня 2025 года
Маршрут:река Лух от Фролищ до ее устья ( место впадения в реку Клязьма) длина маршрута ~ 55 км.
Заброска / выброска: личный автотранспорт
На стоянку машины отгоняли в мотель М7 (200 р./сутки)
Раскладка: в соответствии с «нашей» стандартной (+/-)
Расходы на поход (С УЧАСТНИКА без учета Матвея) – 3650 руб.
Ответственные за техобеспечение
Байдарки | 5 | А.Гладышкин, С. Критский, М. Воробьев, А.Филиппов |
Палатки | 6 | Гладышкин А., Воробьев М., Филиппов А., Критский С. |
Каны, костровое | 1 | Гладышкин А. |
Ремнабор | 1 | Гладышкин А. |
Аптечка | 1 | Котова Т. |
Топор, пила | 1 | Гладышкин А. |
Лопатка | 1 | Гладышкин А. |
Фото, видео | 1 | Филиппова О., Филиппова К., и все остальные |
Маршрутная карта | 1 | Критский С. |
Раскладка | 1 | Филиппов А. |
Участники:
1-ый экипаж (Таймень-2)
Ефимыч – летописец
Валентина – завхоз
2-ой экипаж (Таймень-2)
Критский – навигатор
Критская – медбрат
3-ий экипаж (Таймень-2)
Титов – реммастер
Гладышкин – эколог
4-ый экипаж (Таймень-2)
Мелихов – костровой
Мелихова
5-ый экипаж (Таймень-3)
Акилов – виночерпий
Воробьев – дровосек
Воробьева
Описание реки Лух можно посмотреть здесь
На правом берегу Луха расположен Клязьминско-Лухский заповедник. Как вариант предлагался сплав по реке Буже, протекающей по Мещерскому заповеднику. Однако мечты должны сбываться и поэтому Бужу отложили до будущих времен.
В этот раз решили идти по нижнему течению от Фролищ до устья Луха при его впадении в Клязьму. Длина маршрута – около 55 км. Это совпадало с имеющимся у нас временем на маршрут исходя из состава группы, характера реки, желания полюбоваться красотами берегов и использовать изобилие песчаных пляжей для стоянок и купания, а не только пролетать мимо них по водной глади.
Некоторые сомнения создала информация о противопожарном режиме в заповеднике и запрете на разведение открытого огня, но руководитель нашего похода Алексей Григорьевич уведомил администрацию заповедника о нашем пребывании на оборудованных стоянках и согласовал использования газовых горелок.
Первоначально планировалось три ночевки на маршруте: первая ночевка 11 06.25 через примерно 7 км после стапеля; обед 12.06.25 – 20-й км; вторая ночевка 12.06.25 – 29-й км; обед 13.06.25 – 39-й км; ночевка 13.06.25 – 45-й км; антистапель 14.06.25 – 55 км.
Но с самого начала всё пошло совсем не так. Как оказалось, по такой реке сплав происходит гораздо легче и быстрее, не создавая при этом абсолютно никакого напряга ни физически, ни морально. При этом неожиданно оказалось, что еще оставалось достаточно времени на полюбоваться красотами природы, для общения и купания.
День первый, 11 июня.
К месту стапеля у поселка Фролищи добирались на автомашинах отдельно, все стартовали из разных мест и добирались по Горьковскому шоссе или платной трассе М12. После города Гороховца сворачивали налево и до поселка Фролищи добирались по удивительно хорошей асфальтированной дороге. Дорога просто замечательная и очень живописная. Много крутых поворотов, подъемов и спусков, местами идут асфальтовые волны, на которых слегка подбрасывает машину, если скорость великовата.
Первыми в 11.18 на стапель прибыли руководитель (Гладышкин А.) виночерпий (Акилов К.) и медбрат (Котова Т.), выбрали точное место выгрузки и поделились с остальными участниками геолокацией. Место выгрузки и стапеля выбрали на правом берегу, на который можно добраться по деревянному мосту, на котором имеется колея из бетонных плит. Перебираясь через мост., приходилось проезжать вплотную к сидящим на мосту рыбакам, которые при этом злобно косились на водителей, но ничего не говорили. Видимо, огромное количество байдарочников по обоим берегам подсказывало им, что этого делать не стоит. Затем подъехали еще два автомобиля. Начался сбор байдарок. Когда машина Филипповых прибыла на место с двухчасовым опозданием (исключительно из-за безответственности и недисциплинированности Ольги), байдарки уже были собраны.

Вокруг кипела водно-спортивная жизнь: одна компания собрала байдарки и ушла, другая огромнейшая группа, судя по надписям на футболках, из станции юных туристов «Кольчугино» собирала катамараны. Кольчугинские девочки купались, и наш Матвей тоже не смог удержаться от соблазна зайти в реку под неусыпным присмотром Кости. Штаны потом посушил Максим.
Водители отогнали автомобили на стоянку в мотель М7 (200 р./сутки) неподалеку от Гороховца (в Гороховце) и вернулись во Фролищи. Поездка из Гороховца тоже по-своему запомнилась: Ехали на стареньком Renault Simbol, который на изумление был в весьма приличном состоянии и нисколько не гремел. Но самое запоминающееся, это то, как нас вёз водитель в годах – сразу вспомнился фильм «Такси». Все крутые повороты мы проходили практически не снижая скорости на пределе сцепления колес с дорогой, так, что колеса начинали тереться об арки, а на пологих волнах асфальта попы бились об отбойники подвески. При этом в самом салоне чего только не было натыкано: всякие подлокотники, навигаторы, большой дисплей с крутящимися фильмами, пепельницы, иллюминация по потолку и про – все, что только можно было найти на Али-экспресс. После перекуса погрузились в байдарки и в 16.20 выдвинулись в путь в поисках места ночевки.
Примерно через час присмотрели место для лагеря, но оно оказалось занято. Следующая стоянка была свободна, Критские вышли для осмотра и принятия решения. Возникла некоторая неясная заминка. Потом Марина вернулась и сообщила, что стоянка сама по себе хороша, однако до нас на ней останавливались неряшливые люди. Решили, что с помощью нового титанового совка мы легко закопаем мусор, что мы и сделали, как только выгрузились на берег. Тут же нас атаковал миллион заждавшихся мошек. Разведенный костёр не особо помогал от москитов, но позволил приготовить прекрасный шашлык.

Назревал небольшой конфликт из-за топора, которым хрупкий Матвеюшка непременно хотел воспользоваться. Однако Алексей Владимирович (Филиппов) обладает гигантским опытом управления людьми любого возраста. Когда Матвею нужно было отлучиться от костра, он сообщил, что «можно пока положить топор, никуда он не денется». Больше топора на этой стоянке никто не видел и спор был исчерпан.
Не разобравшись, Анастасия попросила палатку у Алексея Григорьевича. Не дрогнув ни одним мускулом, АГ отдал свою палатку. Однако, когда Настя собрала эту чудесную оранжевую ОДНОМЕСТНУЮ палатку, стало очевидно, что втроем в ней спать крайне затруднительно, и выразила свое изумление. Тут вмешался Алексей Владимирович и выдал искомую трехместную палатку Ефимыча. Татьяна решила не толкаться в трешке и в хорошую погоду спать в своей одноместной палатке, специально приобретенной к этому походу.

Поставив палатки, Татьяна с Анастасией устроили купание в речке. Вода в реке торфяная, по цвету напоминает крепкий чай или кофе. Для приготовления пищи использовали привозную воду.
Традиционный опрос участников похода в этом году было доверено провести Матвею, с чем он достойно справился (а кто из туристов сидел спиной, тот сам виноват).
После ужина Катя нашла на отмели остатки шкуры кабана. Матвей был приглашен на осмотр, но разочаровался тем, что шкура сухая.
День второй, 12 июня.
Некоторым не спалось и выбравшись из палатки в 4 утра было обнаружено удивительное зрелище: туман над рекой, который практически в одном и том же месте вел себя совершенно по-разному: висел неподвижно, поднимался вертикально вверх, плыл как по течению, так и вверх по реке. Когда встали все, от тумана уже мало что осталось.
Солнечное утро и жизнерадостное птичье пение сделали ранний подъем легким. Снаружи нас по-прежнему ждали полчища мошкары. Дежурные Марина и Сергей варили рисовую молочную кашу, мужественно борясь со стремлением неутомимого Матвея раздувать огонь поддувалом, взывая к его сознательности и грозя горелой кашей. В качестве палки-мешалки Сергей прикрепил проволокой Татьянину ложку к палочке. В целом, каша удалась, но Марина убедительно рекомендовала в следующий раз на 11 человек брать не 800, а 600 г крупы и планировать больше времени на разваривание каши. Много каши осталось и было скормлено рыбам. Однако очевидно, что свою роль в неполном съедании каши сыграло обилие бутербродов с колбасой и плавленным сыром.

Собрали лагерь, спустили на воду байдарки и в 8.30 (9.20) вышли в путь. Оказалось, что в первый день мы прошли не 5-7 км, как планировалось, а все 10. Сориентироваться помогли желтые ромбы с указанием номера стоянки. Стало ясно, что торопиться некуда.

Река довольно широкая, с красивыми отмелями на петлях, с хорошим течением, так что можно было просто плыть по течению, любуясь цветущим шиповником по высоким берегам с хвойным или смешанным лесом с одной стороны и серебристыми листьями белокопытника на песчаных отмелях с другой. Мошек стало меньше, но к ним добавились гигантские назойливые слепни.

В 12.30 командиром было выбрано место для обеда на высоком солнечном берегу с огромными качелями из половины бревна на цепях (29 км, примерно там, где планировалась вторая ночевка). Рассольник готовили на двух газовых горелках. Вокруг в траве выдавали себя шуршанием сухой травы огромные зеленые ящерицы. На берегу красовалась песчаная гвоздика. Матвей разжег огонь в двух банках, которые своим дымом немного отгоняли вездесущий гнус. Максим, Алексей Владимирович, Татьяна и Анастасия устроили купания. К концу обеда за нами образовалась очередь на эту стоянку: подошла группа в пиратских костюмах, люди были готовы ждать час, пока мы соберемся и уйдем. В 14.40 мы отчалили.
А уже в 15.40 разгружали байдарки для ночевки на стоянке номер 16 примерно посередине маршрута (35 км). Стоянка была просторной, располагалась на высоком правом берегу в сосновом бору. Палатки поставили у самого берега с видом на реку. Гнус немного сдувало. Чуть выше по течению реки остановилась другая группа. В глубине бора на берегу петляющей реки был виден еще один лагерь.
Примерно в 19 часов пришел прекрасный синеглазый тренер 69-ти кольчугинцев и сообщил, что они планируют встать лагерем рядом и «мешать не будут». В рядах нашей команды это сообщение вызвало брожение, некоторые взбодрились и сильно взбодрили окружающих, побуждая патрулировать границы нашего лагеря примерно в 30 м от стола и костра. Кольчугинцы все прибывали на своих катамаранах и продвигались лагерем все ближе к нам. Алексей Григорьевич решил закрыть амбразуру буквально своим телом, переставил палатку на границу и уснул. При такой плотности населения нашего полуострова стало очевидно, что санитарная палатка – вообще не роскошь, а средство первой необходимости.

Несмотря на все треволнения, ужин прошел в приятной дружеской атмосфере. В рамках подготовки к летнему горному походу были опробованы и одобрены большинством участников чипсы из вяленой индейки. На песчаном берегу было много муравейников и небольшие странные конические ямки, и Катю осенило – это ловушки муравьных львов. С помощью титанового совка муравьиный лев был изловлен и представлен на обозрение изумленной публике. Подозреваю, что вживую все видели его впервые.
Кольчугинцы вели себя довольно тихо для 69 человек, и мы спокойно уснули.
Третий день, 13 июня.
Дежурным не спалось. Примерно к 6 утра пшенная каша была сварена и разварена с учетом Марининых рекомендаций. Поэтому в 8 часов мы уже встали на воду. Обитатели стоянок ниже по течению с изумлением смотрели на нас и удивлялись, почему это нам не спится.
Несмотря на обещанный по прогнозу дождь, погода разгулялась, солнце припекало, слепни деловито вились вокруг нас небольшими стаями штук по 20. Рекорд по сбитым слепням принадлежит женской команде – 18 штук за 3 часа.
Река продолжала нести нас, иногда подбадривая проворными поворотами и торчащими из воды топляками. Наконец, мы встретили один завал. Три байдарки проскочили с разгона, женская байдарка застряла на бревне, несмотря на ценные руководящие указания от преодолевших препятствие Татьяны и Константина. Пришлось вылезать. Алексей Григорьевич с Максимом взяли правее меж торчащих сучьев и прошли благополучно.
На спокойном участке реки соединили байдарки, Татьяна угощала всех сушеным манго, которое пришлось очень кстати. Матвей свободно и ловко перелезал с байдарки на байдарку, вызывая душевный трепет у тревожных взрослых. Приняли решение идти до места антистапеля, пока позволяет погода.
Постепенно растительность на берегах сменилась, исчез сосновый бор, песок на откосах стал не такого красивого белого цвета, как раньше – мы вышли в пойму Клязьмы. За очередным поворотом русла мы увидели вышки сотовой связи на том берегу Клязьмы, а около 12.30 уже вышли из устья Луха в Клязьму, пересекли ее и сразу причалили. Здесь находится традиционное окончание маршрута по реке Лух. Мы встали лагерем, и мимо нас чередой проходили группы байдарочников, приезжали машины, люди грузились и уезжали. Татьяна с Анастасией устроили купание. Матвей познакомился с мальчиком на берегу и присоединился к рыбалке. Матвей обнаружил в песчаном дне мидий, вскрыл финкой, но жемчуга не обнаружил. Тогда решил просто набрать побольше в ведерко.
Мы успели разобрать байдарки, приготовить борщ на газовых горелках, водители съездили за машинами и погрузили байдарки. И тут разразилась сильнейшая гроза с ливнем, вода в Клязьме заволновалась и забурлила. Мы укрывались под нашим тентом вместе с парой из Воронежа, которая не дождалась своего такси до дождя. Когда прошла гроза, такси нашлось, воронежцы уехали, мы накрыли на земле стол, и Марина провела церемонию закрытия путешествия. На ужин АВ угощал всех запоминающейся старкой. Ночь прошла спокойно.
День четвертый, 14 июня
Руководитель объявил в 7 подъем, в 8 отъезд.

В 8.15 мы вышли из лагеря, дошли по полю до стоянки автомобилей. Впереди поднимались над поймой гороховецкие горы, слева виднелись те самые вышки сотовой связи. Максим с Матвеем уехали первыми. А мы не спешили расставаться с нашей маленькой компанией. Почему? Пусть это будет наш огромный секрет.
